Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках информатики
1.1 Понятие универсальных учебных действий: функции и классификация
1.2 Характеристика коммуникативных УУД у учащихся основной школы
1.3 Сравнительный анализ программ по информатике с точки зрения формирования коммуникативных УУД
1.4 Особенности формирования коммуникативных УУД у учащихся в курсе информатики для 8 класса
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках информатики
2.1 Подготовка и проведение экспериментального исследования по оценке уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках информатики
2.2 Обработка и анализ результатов экспериментального исследования по оценке уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках информатики
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках информатики
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир – это мир информации, объем которой увеличивается с каждым годом. Значение образования переоценивается на фоне стремительного роста объема информации. Результаты обучения в виде приобретения конкретных знаний, навыков и умений школьников сегодня не требуются, так как быстро устаревают. Продолжая работать со школьниками в рамках данной образовательной парадигмы, есть риск получить людей, которые после окончания учебы не смогут быстро адаптироваться к уже изменившемуся за время обучения миру. Новая образовательная парадигма, направленная на формирование у школьников универсальной учебной деятельности (УУД) и закрепленная в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в первую очередь включает предоставление возможностей для самостоятельного получения новых знаний. Научить ученика умению учиться – задача современного учителя.
Согласно ФГОС, основным результатом образования, основанного на системно-компетентностном подходе [3], является новый уровень развития учащихся путем овладения как универсальными формами поведения, так и предметно-специфическими способами обучения [4].
Содержание ИТ-образования в современную эпоху не ограничивается изучением быстро меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителями информатики стоит задача формирования универсальных учебных действий учащихся в целом и коммуникативных универсальных учебных действий в частности, составляющих знаниевую компетентность в целом.
Согласно точке зрения А.Г. Асмолова [6, с.15] развитие универсальных учебных действий, коммуникативных действий приводит к социальной компетентности и осознанной ориентации учащихся на позицию других (особенно партнеров по общению и деятельности). С одной стороны, государству и обществу нужны выпускники школ, овладевшие умениями слушать и участвовать в диалоге, принимать участие в групповом обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников и устанавливать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, с другой стороны, образовательные технологии курса информатики, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий, внедрены в школах не в полной мере.
С введением ФГОС помимо предметных результатов учебной деятельности все большее значение для успешности по любому предмету приобретают метапредметные результаты.
В этом контексте домашнее задание, в котором учащиеся сталкиваются с процессом обработки и оценки информации из различных источников, структурирования полученных знаний, выбора рационального плана обучения и контроля собственного поведения, является реальным инструментом формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данного исследования работы заключается в необходимости разрешения противоречий при формировании коммуникативных УУД при помощи решения задач по информатике в основной школе.
Проблема исследования заключается в поиске способов и средств формирования коммуникативных УУД на уроках информатики в основном общем образовании.
Объект исследования: процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных УУД у учащихся 8 класса на уроках информатики.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование возможности формирования коммуникативных УУД при решении задач по информатике у учащихся 8 класса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выяснить сущность системно-деятельностного подхода в обучении информатике;
выяснить содержание и объем понятия «универсальные учебные действия» и описать основные принципы их формирования на уроке информатики;
проанализировать программы разных авторов с точки зрения формирования коммуникативных УУД;
проанализировать содержание заданий разных учебников по информатики с точки зрения коммуникативных УУД;
выявить уровень сформированности коммуникативных УУД на уроках информатики у учащихся 8-го класса;
разработать систему заданий на формирование коммуникативных УУД на уроках информатики в основной школе.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы, учебников и учебных пособий по информатике, констатирующий эксперимент, обобщение, синтез, индукция, системный подход.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная система упражнений для формирования УУД на уроках информатики может быть использована в практике преподавания информатики в школе для повышения уровня знаний учащихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Новый этап информатизации отечественной школы. Информатика./ А.Г. Асмолов.– Москва: Просвещение,2010. – 28 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А.Г.Асмолов.– Москва: Просвещение, 2010. – 159 с.
3. Бешенков, С.А. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. / С.А.Бешенков.– Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 176 с.
4. Бешенков, С.А. Школьный предмет стратегического назначения./ С.А. Бешенков.– Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний,– 2007. – 29 с.
5. Бородин, М.Н. Методические рекомендации по преподаванию предмета "Информатика" в 5-9 классах. ФГОС./ М.Н. Бородин. – Москва: Бином, 2013.-176с.
6. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. / Л.Л.Босова.– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский.– Москва: Эксмо, 2005. – 1136 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Университет, 2000. – 330 с.
9. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». / П.Я. Гальперин.– Москва: МГУ, 1965. – 51 с.
10. Иванова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики [электронный ресурс] / И. А. Иванова // ito.infoznaika.ru/paper/2012/4l12rt3m.doc
11. Информатика. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. К. Л. Бутягина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 224 с.
12. Колин, К.К. Информатика как фундаментальная наука. Информатика и образование./К.К. Колин– Москва: Академический проект, Деловая книга, 2007. – 46 с.
13. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. / К.К. Колин– Москва: Академический проект, Деловая книга, 2000. – 350 с.
14. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2012. – 415 с.
15. Котомцева А.И., Мащенко М.В. Развитие универсальных коммуникативных действий учащихся с использованием веб-сервисов: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании Вузовский сборник научных работ. Ответственный редактор М.В. Лапенок . Екатеринбург, 2014. С. 24-30.
16. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. ВУЗов. /М.П.Лапчик.– Москва: «Академия», 2005. – 624 с.
17. Мащенко М.В., Волкова Е.А. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография / М.В. Мащенко, Е.А. Волкова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. – 100 с.
18. Платонова, О.В. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7 классы. ФГОС. / О.В. Платонова– Москва: Просвещение, 2011. – 72 с.
19. Проект примерной программы по информатике для основной школы // Информатика и образование. – 2011. – 10 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования. – 2021. http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id= 197.