Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс-метода в начальной школе на уроках «Окружающего мира»
1.1 Урок окружающего мира в начальной школе (по ФГОС НОО)
1.2 Понятие «кейс-метод» в педагогической литературе
Глава 2.Возможности использования кейс-метода на уроках окружающего мира в начальной школе
2.1 Анализ работы учителя начальных классов по использованию кейс-метода на уроках окружающего мира
2.2 Особенности применения кейс-метода на уроках окружающего мира в начальной школе
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе в качестве одной из новых эффективных технологий обучения выступает проблемно-ситуативное обучение с применением кейс-методов. Нередко в России кейс-технологии принято называть методом анализа конкретных ситуаций, а также ситуационными задачами. При их применении особый упор делался именно на самостоятельную работу обучающихся, в процессе которой им должен просматриваться и анализироваться практический материал. Поэтому рассмотрение темы «Использование кейс-метода на уроках окружающего мира в начальной школе» актуальным.
Объект исследования – использование кейс-методов в начальной школе.
Предмет – использование кейс-методов на уроке окружающего мира в начальной школе.
Цель работы – рассмотреть применение кейс-метода на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме использование кейс-метода у младших школьников на уроках окружающего мира с учетом требований ФГОС НОО.
2. Рассмотреть возможности использования кейс-метода на уроках окружающего мира в начальной школе.
3. Составить задание для использования кейс-метода на уроках окружающего мира в начальных классах
Методы исследования: метод анализ специальной литературы по теме исследования, метод сравнения, изучение практического опыта, метод логической группировки и систематизации выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс-метода в начальной школе на уроках «Окружающего мира»
1.1 Урок окружающего мира в начальной школе (по ФГОС НОО)
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» наряду с определенным объемом знаний должен давать ученикам начальной школы еще и опыт практической деятельности, который предусматривает развитие у учащихся начальной школы умения наблюдать природу, осуществлять простейшие опыты и измерения, а также оценивать экологическое состояние окружающего мира, то есть участие в предметной деятельности [22].
Особенность школьного предмета « Окружающий мир» заключается в том, что он, обладая ярко выраженным интегрированным характером, в себе в равной степени соединяе обществоведческие, природоведческие, а также исторические знания и дает учащимся материал социально- гуманитарных и естественных и наук [23]. Также школьный учебный предмет «Окружающий мир» является и частью, и подсистемой в единой системе современных школьных учебных предметов и своего рода «по горизонтали», и также «по вертикали».
Основными целями изучения в начальной школе курса « Окружающий мир» ФГОС НОО определяется как формирование у младших школьников целостной картины мира и одновременно осознание честа человека в мире на базе единства эмоциональноценностного осмысления и рационально- научного познания учащимся личного опыта общения с природой и разными людьм; их духовно- нравственное развитие, а также воспитание личности гражданина России непросредственно в условиях конфессионального и культурного многообразия современного российского общества [22, c. 45].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. – М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.
2. Виневская, А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов [Текст] / А.В. Виневская. – Ростов н /Д.: Феникс, 2016.
3. Голованова, В.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий / В.С. Голованова // Школьная педагогика. 2016. № 3 (6). С. 27-33. [Электронный ресурс] – URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1112/ (дата обращения: 12.03.2023).
4. Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // СИСП. – 2018. №6 (26) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii (дата обращения: 12.03.2023).
5. Дудо, В.Д. Кейс-ситуации на уроках по окружающему миру как средство формирования у детей младшего школьного возраста аргументативных умений / В.Д. Дудо [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022987 (дата обращения: 14.03.2023).
6. Земба, М.А. Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе [Текст] / М.А. Земба, Е.А. Лепетова // Вестн. науки. – 2020. – № 10. – Т.3. – С. 9-14.
7. Иванова, А.В. Использование кейс – технологии в начальной школе на уроке окружающего мира / А.В. Иванова [Электронный ресурс]. – URL: https://znanio.ru/media/ispolzovanie_kejs_tehnologii_v_nachalnoj_shkole_na_uroke_okruzhayuschego_mira-86089 (дата обращения: 14.03.2023).
8. Иванова, В.Е. Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологии на тему «Тундра» / В.Е. Иванова [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/611021 (дата обращения: 18.03.2023).
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
10. Кожурова, А.А. Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников [Текст] / А.А. Кожурова, М.И. Неустроева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – Вып. 2. – С. 212-219.
11. Козырева, Л.Д. Метод кейс-стадии и его применение в процессе обучения учащихся [Текст] / Л.Д. Козырева. – М.: «Просвещение», 2017. – 206.
12. Конеева, М.К. Использование кейс технологии на уроках окружающего мира для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников / М.К. Конеева [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/05/05/keys-metod-na-urokah-okruzhayushchego-mira-kak-aktivnaya-forma (дата обращения: 18.03.2023).
13. Милакина Н.А. Кейс по окружающему миру / Н.А. Милакина [Электронный ресурс] / Н.А. Милакина. – URL: multiurok.ru. (дата обращения: 11.03.2023).
14. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании [Текст] / Н. Павельева // Кампания. – 2008. – №43. – С. 33–42.
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии [Текст] / АП. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 232 с.
16. Педагогика [Текст]: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Академия, 2017. – 422 с.
17. Попова, С.Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования [Текст] / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 20158– 114 с.
18. Рутышева, А.С. Решение кейсов как способ формирования экологических представлений первоклассников на уроках окружающего мира / А.С. Рутышева [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.kpk1.ru/images/comprofiler/plug_cbfilefield/1270/_58de3e3f69361.pdf (дата обращения: 18.03.2023).
19. Савельева, М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.Г. Савельева. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
20. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода [Текст] / под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
21. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков. – CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. – 80 c.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.
23. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Начальное общее образование [Текст] // Начальное образование. – 2018. – № 2. – С. 43–56.