Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Ребенок усваивает родной язык постепенно, это происходит по мере развития его нервно-мышечного аппарата. Сразу после рождения, а именно в первые годы жизни ребенка происходит развитие всех двигательных анализаторов: слухового, зрительного и кинестетического. Исследования сегодняшних дней подтверждают, что сенсорное развитие и восприятие речи у детей происходит благодаря участию двигательным импульсов. С развитием движений начинается развиваться и лепет. Как следствие, каждый ребенок уже рождается с органами, которые функционально готовы к артикуляции.
Однако, ребенок не способен сразу произносить членораздельные звуки, для этого следует долгий подготовительный этап. Сегодня наблюдается тенденция у увеличению количества детей, страдающих различными нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных расстройств является дизартрия. Данная патология заключается в нарушении фонетической стороны речи, возникающее в следствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Дизартрия – это речевое расстройство, приводящее к нарушению артикуляционной моторики в следствии того, что происходит ограничения подвижности мышц речевого аппарата. Как следствие, происходит нарушение иннервации аппарата, что в свою очередь приводит к нарушению произносительной стороны речи. Нарушенное формирование движения речевого аппарата способствует нарушению звукопроизношения, данное нарушение является ключевым в возникновении трудностей в освоении школьной программы в дальнейшем. При данной патологии страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи и поддаются коррекции с трудом.
У ребенка возникают трудности с произношением звуков, речь становится непонятной, это приводит к трудностям в коммуникации между сверстниками и взрослыми, что может способствовать развитию комплексов. Эмоционально-волевая и поведенческие сферы также имеют свои особенности. Развить артикуляционную моторику возможность с помощью ежедневной логопедической работы.
Из-за того, что ребенок не может правильно произносить звуки, его речь становится непонятной, что приводит к комплексам и трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, а также к особенностям эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Ежедневная логопедическая работа позволяет развивать артикуляционную моторику. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос оказания всесторонней помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Оказание данной помощи в массовых детских учреждениях недостаточна. Среди отечественных ученых феноменом специфики развития артикуляционной моторики занимались Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина. Их исследования не теряют актуальности по сих пор.
Цель: теоретически изучить особенности нарушения артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи:
1.Рассмотреть клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с дизартрией;
2.Изучить этапы развития артикуляционной моторики в онтогенезе;
3.Проанализировать особенности развития артикуляционной моторики старших дошкольников с дизартрией;
4.Ознакомиться с методами диагностики артикуляционной моторики старших дошкольников с дизартрией.
Объект: артикуляционная моторика старших дошкольников.
Предмет: нарушение артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.
3. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c.
4. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 7 лет. - М.: ВК "Дакота", 2017. - 32 c.
Воронина, Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80с.
5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
6. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
7. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
8. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, - СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.
9. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
10. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
11. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
12. Приходько, О.Г. Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических расстройств / О.Г. Приходько, - М.: Парадигма, 2013. – 60с.
13. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.
14. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
15. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2013. - 422 с.