Фрагмент для ознакомления
2
Значительное увеличение числа дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза, с выраженными нарушениями как внутреннего программирования, так и языкового оформления отдельных высказываний и вообще связной речи (помимо нарушений других компонентов языковой системы) привело к тому, что все больше исследований по данной проблеме появляется в специальной литературе.
Актуальность исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что развитие речи является важнейшей задачей обучения и воспитания детей дошкольного возраста. У ребенка с общим недоразвитием речи нарушенными являются произношение и распознавание звуков на слух, недостаточно полноценно совершается освоение концепций морфем и, таким образом, недостаточно усваиваются способности словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям.
В настоящее время одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является задача по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР, так как связная речь реализует главную коммуникативную функцию языка.
В психолого-педагогическом исследовании говорится о том, что уровень развития связной речи дошкольников с ОНР не всегда достигает среднего и высокого уровня развития, который необходим детям для успешного обучения в школе и полноценной социализации. Исходя из этого, в логопедической практике, существует множество различных методов и приемов по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Исследованием связной речи занимались разные авторы в различных аспектах и проблемных контекстах: в психологическом (А.Г. Асмолов, О.О. Гонина); в психолингвистическом (Л.И. Аксенова, В.Н. Белкина); в логопедическом (Л.С. Волкова, В.П. Глухов).
Среди исследований отечественных ученых следует, прежде всего, выделить работы Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.
Объектом исследования является процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на фронтальных занятиях.
Предметом исследования является сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью данной работы является выявление особенностей связной речи на фронтальных занятиях по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить феномен связной речи в психолого-педагогической литературе;
• Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР;
• Провести исследование состояния связной речи у старших дошкольников с ОНР;
• Разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР на фронтальных логопедических занятиях.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение и беседа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов : учебное пособие / Л. И. Белякова. - Воронеж : МОДЭК, 2001. - 256 с.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2014. - 235 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 35-38.
5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель, 2006. - 158 с.
7. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. – 2010. - №2. – С. 57-61
8. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
9. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2012. – № 3. – С. 32-40.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2004. -166 с.
11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 1994.
14. Жулина Е.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник Минского университета. - 2007. - № 23 (28). - С. 42-57.
15. Калинина О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2015. – 344 с.
16. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь / О.А. Козырева. - М.: Владос, 2009.
17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ф. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.Ф. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 1999. -188 с.
19. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. М.: Альянс, 2013. - 367 с.
21. Мелешко, А. В. Характеристика диалогической формы речи старших дошкольников в норме и при патологии / А. В. Мелешко, В. А. Дубовская, Е. В. Константиновна // Педагогика и психология: перспективы развития. - 2020. - № 2. - С. 79-82.
22. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. СПб.: Речь, 2016. - 144 с.
23. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет : методические рекомендации / Н. В. Нищева. - Москва : Детство Пресс, 2018. - 80 с.
24. Текучев А.В. Методика русского языка / А.В. Текучев. М.: Просвещение, 1980. 414 с.
25. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. М.: Феникс, 2021. - 64 с.
26. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет / Т. А. Ткаченко. - Москва : Ювента, 2018. - 66 с.
27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М.: Просвещение, 2009.
28. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева. М.: Альфа, 1993. – 99 с.