Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Первостепенное место в христианском нравственном учении занимает понятие личного подвига в духовном развитии христианина. В частности, это понятие подвига относится к служению пастыря как совершителя Божественных Таинств и как духовного руководителя вверенных ему чад.
Фундаментальной особенностью пастырского служения является то, что духовный рост пастыря имеет своим источником не олько ховный рост его паствы, вверенной ему Самим Христом. Как средство общения между пастырем и паствой, направленное на обновление внутреннего духовного мира человека через откровение Божьей благодати, проповедь играет важную роль в воздействии на паству.
Проповедь-это великий труд пастыря.
Апостолы считали проповедь своей главной задачей. Иоанн Богослов говорит: «Мы, свидетельствуем и возвещаем вам: сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» .
Проповедь - это «служение слова» , «священнодействие благовествования» , «необходимая обязанность» , «посланничество» , «великий подвиг» .
Православная Церковь взяла на себя продолжение труда святых апостолов и в своем спасительном служении призывает всех людей к идеалу христианской жизни, которым является Сам Господь Иисус Христос. Апостол Павел, величайший учитель и проповедник новозаветной Церкви, обращается к своим слушателям и читателям «подражайте мне, как я Христу» . В соответствии с многовековым опытом Вселенской Православной Церкви, наши поместные церкви, представленные прекрасными проповедниками, никогда не прекращали проповедовать слово истины и подавать лучшие примеры аскетизма для наглядного назидания своей паствы.
Принято считать, что основная цель душепопечения – забота о духовном подъеме и спасении людей. Это определение, лишенное содержания, является слишком общим. Пастырская забота всех религиозных направлений и оттенков без труда вписывается в это определение. Заботящегося о душах паствы одинаково воспринимают священнослужители, католические священники, протестантские пасторы, старейшины сект магометанские муллы и языческие жрецы.
Священнослужителем может стать далеко не каждый человек, но лишь тот, кто почувствовал призвание к священству. Это особый внутренний зов, особое ощущение Божьего призвания. Такое внутреннее состояние овладевает людьми в разные периоды их жизни – к одним приходит очень рано, еще в детстве, к другим в зрелом возрасте. Однако момент призвания для каждого является ключевым, это тот поворотный пункт, с которого начинается путь к священству.
Православное пастырское богословие, представленное различными учеными, рассматривает нравственное руководство паствой, божественное учение, проповедь и совокупность трех видов пастырской заботы как наиболее характерные черты христианского пастырства.
Профессор В.Ф. Певницкий, например, признает, что пастырство состоит из построения тайны Божией, проповеди Слова Божия и попечения о духовной жизни народа.
Архиепископ Антоний (Храповицкий) указывает, что пастырская деятельность имеет две характеристики: благодатное духовное обновление людей и ведение их к духовному совершенству.
Необходимо четко определить суть пастырства, общая черта которого – вести к спасению. Очевидно, что разные ответы на этот вопрос должны зависеть от того или иного понимания спасения.
Современное общество находится в очень плохой ситуации. В сегодняшнем светском обществе евангельские заповеди, которые должны вести к спасению, превратились в расплывчатую универсальную мораль, лишенную соли учения Христа, или полностью игнорируются в пользу низменных пороков.
Это делает служение проповеди особенно трудным в наши дни. В советское время основы традиционного христианского сознания русского народа были подорваны, а вместо высоких идеалов Царств Божьего распространялась официальная идеология атеизма. В условиях жестоких религиозных преследований узкий религиозный формализм, суеверие и безразличие к религиозным вопросам стали преобладать над истинным христианским сознанием верующих.
Вот почему в современных условиях, на фоне духовной нищеты общества, голос христианской церкви должен звучать особенно ясно и четко, неся свет веры всем и отвечая на нужды и чаяния каждого. Среди архиереев, живших в период советских репрессий против Церкви и мудро управлявших вверенной им паствой, нельзя не упомянуть выдающегося иерарха, митрополита св. Луку Войно-Ясенецкого.
Вся жизнь этого выдающегося человека была посвящена служению христианской Церкви. Выполняя различные административные и врачебные обязанности, архиепископ Лука никогда не переставал быть пастырем и считал своим главным долгом и основной миссией служение Церкви Христовой и совершение Божественных дел.
Самоотверженное архиепископство архиепископа Луки, его удивительный дар слова, внимательное и доброе отношение ко всем людям, энциклопедические знания привлекали многих. В результате его мудрого пастырского попечения были сохранены приходы Крымской епархии. Его видение Бога отражалось в кратких и очень простых словах. Это был плод аскетической жизни, ищущей утешения в Боге, который укреплял его сердце в подвиге заботы о своей пастве.
Архиепископ Лука был поистине тем, кого можно назвать богословом, сочетая теоретические знания богословия с практическим ростом и образованием в духовной жизни.
Вместе с постижением глубины учения о Боге, владыка Лука стремился к нравственной чистоте, он следовал евангельскому слову: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Жизнь этого епископа-проповедника отражала богатство его внутреннего духа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество. 2002. – 1376 с.
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
3. Закон Божий. / Сост. протоиерей Серафим Слободской. СПб. Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского, 2000. – 724 с.
4. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство к духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2004. – 704 с.
5. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. 8-е изд. М., 1899. С. 9. ^
6. Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 111. ^
7. Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. СПб., 1911. С. 75, 76. ^
8. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 770–771. ^
9. См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 18. ^
10. Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 24, 14. ^
11. Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893. С. 294–295. ^
12. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 424–425. ^
13. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 426. ^
14. См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 92–121. ^
15. Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Киев, 1891. Ч. 1. С.
16. Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 29. ^
17. Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21. ^
18. См.: Там же. ^
19. См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 23. ^
20. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 768. ^
21. См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. С. 246.
22. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. / Сост. профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 816 с.
23. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.). Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1772 с.
24. Субботин К., священник. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев. Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. – 360 с.
25. Кремлевский А., священник. Основы православного вероучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. – 208 с.
26. Пояснения к таинствам Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 2003. – 128 с.
27. Объяснение Литургии в вопросах и ответах. М.: Благо, 2006. – 48 с.
28. О православии начинающим. Киев. Типография Киево-Печерской Лавры, 2005. – 96 с.
29. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001. – 96 с.
30. Самые первые шаги в храме. Советы начинающему христианину. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Брянчанинова, 2006. – 224 с.
31. Первые шаги в православном храме. М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1999. – 64 с.
32. Шполянский М., священник. Мы входим в храм. Практическое пособие на пути к церкви. Изд-во «Образ», М.: 2005. – 128 с.
33. Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 304 с.
34. Диакон Алексий. Евгений Санин. Советы идущему в Церковь. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2000. – 62 с.
35. Что должен знать христианин. Саратов. Саратовская общественная благотворительная организация «Благовестник», 1999. – 112 с.
36. О «хлебе» и «воде» в жизни Церкви. М.: Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М.: 1997. – 30 с.
37. Что нужно знать о святой воде. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с.
38. Казаков О. А. О святой воде и просфоре, о елее и ладане. СПб.: Сатисъ, 2005. – 48 с.
39. Наставление православному мирянину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996. – 32 с.
40. О таинстве Крещения. М.: Благовест, 2003. – 32 с.
41. Как подготовиться к Причастию. Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004. – 32 с.
42. Что нужно знать о таинстве Соборования. / Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г. Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004. – 64 с.
43. Таинство Елеосвящения: – М.: Издательство «Филарет», 2005. – 56 с.
44. Как правильно молиться по учению святых отцов. М.: Благо, 2002. – 32 с.
45. Как приучить себя к посту. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; «Ковчег», 1999. – 64 с.
46. О конце мира. Брошюра составлена по Псково-Печерским листкам №№ 204, 209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М.: Отчий дом, 2000. – 80 с.
47. Мордасов В., протоиерей. Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006. – 160 с.
48. Что делать нам грешным? М.: Изд-во «Даниловский благовестник», 1994. – 80 с.
49. Сергий (Рыбко), иеромонах. Духовная жизнь начинается с покаяния. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2003. – 416 с.
50. Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. Ивановская газета, 1996. – 286 с.
51. Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М.: 1994. – 240 с.
52. Душевный лекарь. Святые Отцы – мирянам. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006. – 184 с.
53. Саблина Н. П. Слова под титлами. СПб.: Ижица, 2001. – 44 с.
54. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.– 656 с.
55. Сто пятьдесят три вопроса священнику. Сост. О. А. Казаков. СПб.: Сатисъ, 2006. – 64 с.
56. О страхе: Страх истинный и ложный. М.: Изд-во «Даниловский благовестник», 2007. – 320 с.
57. Справочник православного человека: Православный храм. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть I – 128 с.
58. Торик А., протоиерей. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: для начинающих церковную жизнь. М.: Сибирская благозвонница, 2007. – 64 с.
59. Святитель Феофан Затворник. Толкование на псалмы шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2002. – 64 с.
60. Шиманский Г. И. Литургика: Таинства и обряды. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 352 с.
61. Листовка со статьей Ю. Рубана «Агиасма». Культурно-просветительский центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.
62. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – 848 с.
63. Миссионерские листки. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
64. Труханов М., священник. О Писании, умудряющем во спасение (о значении для православного христианина чтения Священного Писания). Киев: Изд-во им. свт. Льва Великого, 2000. – 32 с.
65. Духанин В. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 256 с.
66. Боголюбов Д. И. Православный противосектантский катехизис. СПб.: Сатисъ, 1994. – 112 с.
67. Схиигумен Савва. Азбука духовная. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. – 78 с.
68. Исцели меня, Боже…: Таинство Соборования. Сост. Г. Н. Стромынский. М.: Лепта Книга, 2008. – 96 с.
69. Давыденков О., иерей. Катехизис. Введение в догматическое богословие. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. – 232 с.
70. Гофман В., протоиерей. Искусство быть христианином. Ответы на вопросы прихожан. Н. Новгород: Изд-во НП ПЦ «Глагол», 2007. – 192 с.
71. Тростникова Е. В. Праздники Православной Церкви. М.: Эксмо, 2008. – 304 с.
72. Петр (Мещеринов), игумен. Церковь и современность. Вопросы и ответы. К.: Центр православной книги, 2008. – 272 с.
73. Петр Заведеев. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). М.: Международный издательский центр православной литературы, 1997.
74. Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о Православной вере. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. – 400 с.
75. Иеромонах Макарий (Маркиш). На пороге Церкви. Вопросы и ответы. М.: Никея, 2011. – 232 с.
76. Осипов А. И. Почему Православие есть истинная вера. Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/osip14/Main.htm
77. Православная энциклопедия «Азбука веры». Режим доступа: http:// www.azbyka.ru
78. Сайт Сретенского монастыря. Режим доступа: ru
79. Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997–2009. Режим доступа: http:// www.mospat.ru
80. Иларион (Алфеев), епископ. Во что верят Православные христиане? Режим доступа: https://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-verjat-pravoslavnye-khristiane.shtml
81. Материалы Освященных Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви.
82. Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. Седьмое издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Калуга. Типография А. М. Михайлова, 1895.
83. Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Издание второе. Клин, Фонд «Христианская жизнь», 2000.
84. Катехизис. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства. Издание Украинской Православной Церкви. Киев, 1991.
85. Паисий Святогорец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. Издательский дом «Святая гора». М.: 2008.
86. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. Книга I. СПб.: Сатисъ, 1994.
87. Сергиев И. И., протоиерей. Полное собрание сочинений. Том первый (издание второе). Санкт-Петербург. Типография В. Ерофеева, Толмазов пер., № 2 – 22, 1893.
88. Устав Русской Православной Церкви. Режим доступа: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/
89. Певницкий В.Ф. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1–2. ^
90. См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 1. ^
91. Сайт «Основы Православия». Режим доступа: http://pravoslav.at.tut.by/