Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Банкротство – это критическое состояние, и его разрешение требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика разработала обширную финансовую методологию диагностики банкротства и создала методику принятия бизнес-решений в условиях банкротства. Эта методология предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать срочные меры по стабилизации, но и для всех предприятий, работающих в рыночной среде, поскольку ее особенности позволяют на ранней стадии выявить и устранить негативные факторы развития предприятия.
Особое значение в этой области имеют экономические и правовые вопросы природы и процедуры корпоративной несостоятельности.
Предметом исследования являются общественные отношения в сфере банкротства.
Объектом исследования являются особенности анализа банкротства предприятия.
Цель данной курсовой работы определить сущность и процедуры банкротства предприятия. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать историю возникновения и развития института банкротства в России;
- выявить особенности аудита и управления несостоятельными предприятиями;
- провести практические расчеты.
Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1.История возникновения и развития института банкротства в России
Анализируя историю банкротства в России, прежде всего, следует отметить, что система банкротства сформировалась в результате издания сборника законов «Русская правда» в XII веке, и понятия «тяжкая несостоятельность» (которая могла наступить не по вине должника) и «злостная несостоятельность» (когда должник избегал возврата долга путем бегства в другую страну. Следует отметить, что была установлена концепция «жалкой несостоятельности», и должник и его имущество законно продавались с аукциона, результатом чего было возвращение кредита.
Представляется необходимым подчеркнуть, что законодательное отношение по «злостному» и «убогому» критерию вины должника было только в России, в европейских странах такого отношения по данному критерию не было[6,с.90]. Соборное уложение 1649 года, изданное в период царствования Алексея Михайловича Романова, было законом, который устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов [6,с.94]. Очередность погашения долгов была следующей: государственная казна иностранные кредиторы, затем внутренние кредиторы. Одним словом, Соборное уложение подражало правилам, отраженным в Русской Правде [6,с.90-95].
Переломным моментом в формировании системы банкротства в России стал XVIII век. Было издано значительное количество законов, а в 1800 году был принят и окончательно кодифицирован указ о банкротстве: нормы Вексельного устава 1729 года, который впервые определил термин «несостоятельность» и его юридические характеристики, а именно: неспособность платить в срок, отсутствие имущества у должника и попытка должника скрыться от кредиторов [7,с.35].
Устав о банкротстве 1740 года установил значительное количество терминов, связанных с банкротством. В тоже время широко использовались иностранные правовые нормы, обычаи делового оборота, сенатские указы о банкротстве. Принятый в 1800 году Устав о банкротстве состоял из двух частей, одна из которых касалась банкротства купцов, другая-банкротства дворян; нормы права в отношении банкротства других статусов в Уставе о банкротстве 1800 года предусматривалось разделение банкротства на три вида в зависимости от критериев его возникновения: по несчастью, по небрежности и по подлогу. В результате последствия для должника также подразделялись в зависимости от вида банкротства. Особо следует отметить тот факт, что банкрот «по несчастью»[6,с.96] получал освобождение от всех долгов. Банкрот по стандарту «по вине и подлогу» должен был выплатить все долги в полном объеме, включая все имущество должника в конкурсную массу.
При отсутствии поручителя в соответствии с этим стандартом на должника обращалось взыскание. В то же время Закон о банкротстве 1800 года регулировал последствия несостоятельности и лишал банкрота многих прав. В этом акте было несколько юридических несоответствий, в результате чего в 1832 году был принят новый закон о банкротстве, который предусматривал новый признак несостоятельности-неплатежеспособность, который широко использовался на практике. Кроме того, данный правовой акт законодательно регулировал несостоятельность сословий: мелкой буржуазии и купеческого сословия. Так, согласно положениям указа 1832 года, физическое лицо, занимающееся торговлей и имеющее долг в 1500 рублей, признавалось банкротом. Указ предусматривал серьезные правовые последствия, включая арест на два года, взыскание долгов должника до конца его жизни и лишение права заниматься торговлей. За злостное банкротство предусматривалась уголовная ответственность. Кроме того, была введена система присяжных поверенных. Новый закон о банкротстве 1832 года широко применялся на практике до 1917 года. В 1846 году законодатели распространили положения закона 1832 года на всех лиц, занимающихся торговой деятельностью, и перестали допускать банкротство только для купцов и дворян.
Закон о торговом судопроизводстве от 20 ноября 1864 года предусматривал «маскировку банкротства, случайность и неосторожность» [6,с.99], то есть правила о банкротстве, предусмотренные вышеупомянутым уставом, применялись по аналогии сданным правовым актом. 1 июля 1868 года был обнародован порядок судопроизводства «О банкротстве как торговой и неторговой сделке» Чрезвычайное положение «О банкротстве как сделке и как неторговой сделке». В дореволюционной России законодательство о банкротстве можно было охарактеризовать как довольно сложное как в толковании, так и в применении к судебной практике, которое, как утверждает Г. Ф. Шершеневич, во многих статьях было настолько сложным, что создавало трудности не только для купцов, но и для опытных юристов [8].
В послереволюционный период 1917 года понятия «несостоятельность» не существовало, а судебная практика применяла нормы Устава 1832 года, поэтому необходимость внесения изменений в действующее законодательство была очевидна; Гражданский кодекс 1922 года включал правовые нормы о личном банкротстве как категории конкурсного права, но в первых нормативных актах Законов Российской Федерации отсутствовало понятие конкурса [3]. В то же время существовала правовая коллизия, поскольку процессуальное законодательство того времени не включало порядок и процедуру банкротства [4]. Чтобы заполнить этот правовой пробел, в проекте Хозяйственного кодекса 1923 года была разработана норма о конкуренции, но она не была принята; в 1924 году Полномочная комиссия Верховного суда признала применение прежней нормы о конкуренции незаконным, и дебаты перешли к вопросу о том, подходит ли она для плановой экономики, в которой акцент делался на общеэкономических эффектах, а не на правах кредиторов. В 1927 году Гражданский процессуальный кодекс дополнился главой 37 «О банкротстве частных лиц, собственников имущества и юридических лиц». Статья 318 регулировала прекращение признаков несостоятельности, т.е, выплаты более 3000 рублей, если должник был не в состоянии оплатить свои долги[4]. Должник должен был представить в суд список кредиторов и сведения о своем имуществе; согласно нововведению в процессуальном законе 1927 года, кредиторы и арбитражные управляющие не имели права участвовать в конкурсе, эти функции выполняли государственные органы.
Иными словами, законодательство этого периода защищало не интересы отдельных кредиторов, а результаты деятельности экономики в целом. Кроме того, в 1960-х годах из Гражданского кодекса были полностью исключены нормы о банкротстве. В связи с изменениями в политической системе правила о банкротстве появились вновь: в 1994 году была принята часть I Гражданского кодекса. В части I Гражданского кодекса институты несостоятельности регулировались статьями 25 и 6513 [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 26.10.2002 № 127–ФЗ (в ред. от 28.06. 2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.10.2002. — № 43. — Ст. 4190.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11. 1994 (в ред. от 14.07.2022) часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российских Советских Федеративных Социалистических Республик от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконий и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. — 25.11.1922. — № 71(утратил силу).
4.Гражданский процессуальный кодекс Российских Советских Федеративных Социалистических Республик от 10 июля 1923 г. // Собрание узаконий Российских Советских Федеративных Социалистических Республик. — 10.07.1923. — № 46–47. — Ст. 478 (утратил силу).
5.Баранова А.Н. Ликвидация недействующих организаций: упрощенное банкротство и административный порядок // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №14. - С. 122-130.
6.Варнавский, В. К. История становления института банкротства в России / В. К. Варнавский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 193-195.
7.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., М.: Финансы и статистика, 2012. - 248 c.
8.Пирогова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — М.:Юрайт. — 2016. — С. 17.
9.Российское законодательство Х–ХХ вв.: в 9 т. Т.3. — М. — 1985 — С. 90–99.
10.Сидорова В.Н. Особенности правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): история и современность // История государства и права. - 2016. - №3. - С. 2-18.
11.Слепышев В.А. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - №36. - С. 48-52.
12.Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. В 2–х томах. Т. 1 / Г. Ф. Шершеневич. — М.: Статут. — 2005 — С. 318.
13.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 344 c.
14.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 345 c.