Фрагмент для ознакомления
2
Мышление – высшая форма отражения окружающей действительности.
Мышление ребенка – это не спонтанный процесс, а процесс освоения ребенком системы знаний в общении со взрослыми и в постоянном использовании своих умственных способностей. Переработка получаемых данных, их анализ, синтез, обобщение и совершение на их базе выводов происходит на основе мышления.
Мышление как психологический феномен изучало множество как зарубежных, так и отечественных ученых. Среди отечественных психологов наиболее известны такие авторы, внесшие вклад в развитие мировой психологии, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн. Благодаря их фундаментальным работам по изучению мышления у нормально развивающихся детей, одновременно разрабатывались проблемы, связанные с изучением особенностей мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе к обучению и развитию. Одним из ключевых аспектов их развития является изучение мышления.
Изучение мышления у детей с ОВЗ необходимо для того, чтобы понимать, как они воспринимают мир вокруг себя, каким образом они анализируют информацию и принимают решения. Знание этой информации позволяет определить оптимальные методы обучения и поддержки развития этих детей.
Кроме того, изучение мышления детей с ОВЗ может помочь в разработке индивидуальных программ обучения и воспитания, учитывающих их индивидуальные особенности и потребности. Это очень важно, так как каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода [5].
Важно отметить, что изучение мышления у детей с ОВЗ помогает специалистам, работающим с этими детьми, лучше понимать их поведение и реакции на различные ситуации. Это позволяет им создавать более эффективные стратегии обучения и поддержки развития этих детей.
Именно поэтому изучение мышления у детей с ОВЗ является крайне актуальной темой и требует дальнейших исследований и разработок для оптимизации обучения и развития этих детей. Более того, это поможет создать более равные возможности для детей с ОВЗ и дать им возможность полноценно развиваться и реализовывать свой потенциал.
В данной работе идет изучение мышление детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Умеренная умственная отсталость (УУО) – это состояние, при котором уровень интеллектуального развития ребенка находится на уровне от третьего до седьмого класса включительно. Диагностируется данное состояние у детей, у которых IQ находится в диапазоне от 35 до 50. Обычно такие дети испытывают трудности в учебе и повседневной жизни.
Для детей с умеренной умственной отсталостью необходимо создавать специальные условия обучения и воспитания. Они нуждаются в индивидуальном подходе и дополнительной поддержке. Важно помнить, что такие дети могут достичь определенных успехов в жизни, если им будет оказана поддержка и помощь [1].
Одним из важных аспектов воспитания детей с умеренной умственной отсталостью является регулярное занятие специальными упражнениями и тренировками, которые помогают развивать их умственные способности. Также нужно учитывать, что такие дети могут испытывать трудности в общении с окружающими, поэтому им необходимо помогать в развитии социальных навыков [4].
В целом, воспитание и обучение детей с умеренной умственной отсталостью требует много терпения, любви и заботы. Однако, если родители и педагоги окружат таких детей правильной заботой и поддержкой, они смогут достичь определенных успехов и прожить счастливую жизнь.
Объект исследования – мышление детей с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования – особенности развития мышления ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Цель работы – реализовать серию упражнений (занятий) для ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать проблему ребенка;
2)изучить психолого- педагогическую литературу по исследованию данной проблемы;
3) подобрать диагностические методики для изучения ребенка с умеренной умственной отсталостью;
3) разработать и реализовать серию занятий для ребенка.
Гипотеза исследования: предполагаю, что серия игр будет иметь положительную динамику и обеспечит развитие ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 32-35.
2. Битянова М.Т., Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости / Битянова М.Т., Барчук О.А. // Школьный психолог [электронная версия]. – 2000. – № 30. – С. 1-24.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ Венгер А.Л. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
4. Выготский Л. С. Психология: монография / Выготский Л. С. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н.; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Факультет повышения квалификации преподавателей вузов – Москва: Просвещение, 1978. – 424 с.
6. Грабовская Л. В. Образ «Я» ребенка в мире культуры: учебное пособие / редактор Чумичева Р. М. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.
7. Гончарук, О.А. Теоретические аспекты изучения развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности / О.А. Гончарук //
Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 3. – С. 25-29.
8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учебное пособие / редактор Клочко В.Е. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей / Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П.; редактор Носкова Л.П.; рецензенты: Белова Н.И., Костандян И.А. – Москва: Просвещение, 1993. – 345 с.
10. Жан Пиаже. Психология Интеллекта / редактор Строганова Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 192 с.
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Катаева А.А., Стребелева Е.А. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
12. Коломинский Я. Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: учебное пособие / редактор Строганова Е. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 482 с.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н. – Москва: издательство академии педагогических наук РСФСР, 1969. – 498 с.
14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. – Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / Мамайчук И.И. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 259 с.
16. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / редактор Носкова Л.П. – Москва: Просвещение, 1969. – 280 с.
17. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. 2-е издание / редактор Венгер Л.А. – Москва: Просвещение, 1985. – 272 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е издание / редактор Хлопова Л.И.; рецензенты: Петровский А.В., Зинченко В.П., Обухова Л.Ф. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / редактор Пронкина Т.М.; рецензенты: Лисиниа М.И., Подольский А.И. – Москва: Издательство московского университета, 1981. – 191 с.
20. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Овчинникова Т. Н. – 4-е изд. – Москва: Академический Проект, 2020. – 240 с.
21. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов / редактор В.Г. Петров. – Москва: Просвещение, 1968. – 158 с.
22. Психология детства: учебник /Аверин В.А., Дандарова Ж.К., Зимняя И.А. и др. / под общей редакцией А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Издательство «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 368 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: монография / Рубинштейн С.Л.; рецензенты: Ананьев Б.Г., Теплова Б.М. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 712 с.
24. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Рубинштейн С.Л. – Москва: Академия наук СССР, I960. – 168 с.
25. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого ребенка / С.Я.
Рубинштейн. – М., Просвещение, 2009. – 270 с.
26. Специальная дошкольная педагогика и психология / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.
27. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта / Л.М. Шипицына. – Издательство «Дидактика-Плюс», 2002. – 259 с.