Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы познавательной активности младших школьников 6
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика развития познавательной активности школьников 10
Глава 2 Видеоматериалы на уроках информатики как способ активации познавательных способностей в начальной школе 16
2.1 Применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования как инструмент развития познавательной деятельности. Использование видеоматериалов в учебном процессе 16
2.2 Современные цифровые технологии на уроках информатики 21
2.3 Использование видеоматериалов на уроках информатики в начальной школе в контексте системы методов мобильного обучения 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества перед младшими школьниками в процессе обучения в школе стоит задача не просто получения и овладения знаниями, а приобретение универсального и разностороннего опыта. Получению данного опыта способствует учебно-исследовательская деятельность, которая является одним из способов организации обучения в начальной школе.
Модернизация современной российской школы направлена на развитие информационной системы образовательной организации. В свою очередь, информатизация образования объективно влечет за собой возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей. Это обусловлено тем, что возможность адекватно ориентироваться в информационном пространстве способна личность, которая умеет принимать решение в нестандартной ситуации избыточности информации или ее недостаточности. Из этого следует, что формирование у школьников способности к познавательной самостоятельности в приобретении знаний – одна из стратегических задач системы общего образования.
Развитие современного образовательного пространства тесно связано с его цифровизацией, которая активно проникает во все ступени учебного процесса, меняет его формат, предоставляет большое количество средств обучения, дает широкие возможности для деятельности и педагога, и ученика.
Цели и задачи системы образования сегодня ориентированы на подготовку высококвалифицированных, креативных членов общества, способных не только выполнять определенные трудовые функции, но и самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, готовых брать ответственность за успешное социально-экономическое развитие своей страны. Для эффективного развития системы образования в данном аспекте, в целом, необходимо широкое внедрение современных цифровых технологий во все образовательные уровни, что приводит к возникновению новых требований к организации процесса обучения: встает проблема совершенствования теории и практики учебного процесса, внедрения новых современных методов и технологий обучения.
Следовательно, актуальной задачей школьного образования становится организация такого педагогического процесса, который бы являлся основой расширения системы знаний, способствовал совершенствованию учебного, интеллектуального, личностного, творческого потенциала обучаемых. Для этого необходимо создать в школе информационно-образовательную среду, основанную на инновационных технологиях обучения.
Инновационные технологии обучения являются объектом исследования многих зарубежных и отечественных ученых (Т. Грейни, Н.В. Кларин, Н.Ф. Толызина и др.). Однако влияние цифровых инновационных технологий обучения на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы раскрыто в неполной мере. В этой связи, актуальность данного исследования заключается в изучении влияния цифровых технологий на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения информатики в школе. Одним из основных путей решения данной проблемы является проектирование, развертывание и использование информационно-образовательной среды с использованием цифровых технологий.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса использования видеоматериалов на уроках информатики в начальной школе для активации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
- описать особенности развития детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть специфику развития познавательной активности школьников;
- изучить применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования как инструмент развития познавательной деятельности;
- изучить современные цифровые технологии на уроках информатики;
- проанализировать использование видеоматериалов на уроках информатики в начальной школе в контексте системы методов мобильного обучения.
Объект исследования – познавательная активность младших школьников. Предмет исследования – роль видеоматериалов в развитии познавательной деятельности младших школьников
Глава 1 Теоретические основы познавательной активности младших школьников
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Не легко детям удается пройти период привыкания к школе, сложно привыкнуть к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и дети, которыми трудно управлять. Важной задачей для учителя является создание доброй атмосферы в классе и завоевание доверия детей. При выполнении этих задач, учащиеся привыкают с легкостью
Данные новинки не проходят без трудностей, о которых стоит знать родителям детей . Первостепенно, им нужно постараться заинтересовать ребенка данным процессом, мотивировать его. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения.
Яркий материал, преподнесенный в понятной для младшего школьника запоминается в разы быстрее, так как в его возрасте превалирует наглядно-образное мышление. Нельзя забывать и об игровой деятельности, так как на протяжении всей жизни дошкольника она была основной. Поэтому на воспитание ребенка можно воздействовать через нее в частности .
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует .
У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты . Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) УКАЗ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА"// https://mvd.consultant.ru/documents/1056500 (дата обращения 18.02.2023)
Статьи, учебники, монографии
2) Акопян Г. О. Использование видеоматериалов в учебном процессе// РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. 2016. С. 220-224
3) Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
4) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
5) Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951
6) Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.-236 с.
7) Газаев А. Т., Гульчеева З. Э. , Фидарова М. Г. Современные цифровые технологии на уроках информатики// СТУДЕНТ ГОДА 2021. Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса в 6-ти частях. Том Часть 5. Петрозаводск, 2021. С. 105-110
8) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
9) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-370
10) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-39
11) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
12) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
13) Новиков М. Ю. Применение интерактивного видео в системе методов мобильного обучения на уроках информатики// ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ. Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. Том 1(10). 2018. С. 69-74
14) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
15) Румянцева Л. Н., Спицына М. М. Применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования в современной школе//ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Москва, 2022. С. 824-828
16) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130Фидарова М.Г. Подготовка будущих учителей информатики в условиях вуза к использованию проектных технологий в образовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. No 3 (28). С. 287-292
17) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
18) Чжу Фанлу. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 40-45
19) Шабалин Ю. Е. Создание учебных видеолекций как дидактическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. No5 (8). С.162-169.
20) Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 2003. 208 с.
21) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40
22) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
23) Эльконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе. «Вопросы психологии», 1960, No 5
24) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961. - С. 84.