Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
История современного танца уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые танцевальные движения были отражением чувственных впечатлений, по-лучаемых людьми от внешнего мира.
Искусство танца – древнейшее проявление самобытного творчества разных народов мира. Танец зародился одновременно с появлением человека, так как это была естественная физиологическая потребность в ритмичных движениях.
История современной хореографии начинается с поиска свободы. Это, каза-лось бы, простое желание сегодня движет современными хореографами. Их дея-тельность — это не просто новая форма самовыражения. Это попытка переосмыс-лить танец как искусство, найти альтернативный подход к движению, идеологии и эстетике. Все, что создано и создается в мире танца, непрерывно взаимосвязано. Исторический контекст, личные обстоятельства, локация, а иногда и случайность определяют судьбу этого вида искусства.
Современная танцевальная форма принципиально отличается от своего предшественника – классического танца, в котором упор делается на определен-ные строгие правила и нормы. Но, тем не менее, в современном танце в основе ле-жат движения, шаги и па, взятые из классического балета.
Формирование методики преподавания танца, как сложного, культурного многофункционального феномена, привлекало внимание многих исследователей, таких как А. А. Абдурахманова, В. В. Антипин, В. Г. Бичев, А. С. Близнякова, О.Б. Буксикова, В. Н. Введенский, А. З. Абусева, Ю. Н. Григорович, В. Диниц, В. Н. Карпенко, В. В. Козлов, Е. Г. Кокорина, С. В. Кривых, Н. В. Курюмова, В. В. Ма-лышева, К. В. Нестерова, В. Ю. Никитин, Т. В. Никишкина, И. В. Николаева, А. А. Осинцева, С. М. Паршук, Л. В. Перлина, А. В. Титков, Т. А. Устинова, А. С. Фо-мин, Е. Хачанян, С. С. Хорольская, И. Шварц, Д. Д. Шелякова и др.
Целью данного проекта является изучение исторического процесса форми-рования методики преподавания современного танца.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить зарождение и эволюция современного хореографического искус-ства;
– охарактеризовать современный танец, как самостоятельная отрасль;
– определить потенциал современного хореографического искусства в жизни детей школьного возраста;
– рассмотреть современный танец как средство эстетического воспитания де-тей;
– изучить особенности обучения детей школьного возраста современному танцу.
Объект исследования курсовой работы – методика преподавания современ-ного танца.
Предмет исследования – процесс формирования методики преподавания со-временного танца.
Методы исследования: анализа литературы; изучение и обобщение отече-ственной и зарубежной практики, индукция и дедукция, обобщение.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, за-ключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
1.1. Зарождение и эволюция современного хореографического ис-кусства
Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображающие трудовые процессы, танцы магического, ри-туального, воинственного характера. В них первобытный человек обращается к силам природы. Танцы прошлого, дошедшие до нас, рассказывают о быте, жизни и обычаях различных народов.
С изменением общественного строя изменились условия жизни людей, ха-рактер и тематика искусства, в том числе народной хореографии. Русский народ танцует с незапамятных времен. Еще в XVIII веке главные деятели искусства того времени, а позже, в XIX веке, великие представители русской культуры А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь понимали танец как искусство осмыслен-ное, реалистически выразительное, способное воплощать серьезные мысли .
Хореография полностью состоит из восприятия человеком мира. Наоборот, это даже зависит от того, как видит мир, в какой период и при каких обстоятель-ствах он живет, и от того, что окружает танцора. Танец – это жесты, мимика, са-мые простые в жизни движения, позы, это мир, это человек. Танец – это сложный культурно-художественный текст, то есть высказывание на естественном языке, преобразованное в закодированную формулу . Задача танца, как и любого другого искусства, не оставлять зрителя равнодушным, воздействовать на его внутреннее состояние и культурно одухотворять его.
Современные направления в хореографии не могли бы существовать без «родоначальников» танцевальных систем, таких как народный танец, классический балет, джазовый танец и танец модерн . Каждая из систем хореографии находит отклик в сердцах любителей и профессионалов танца и в современное время. Каж-дое из направлений имеет определенную историю и систематичность, разработан-ную многими великими хореографами.
К настоящему времени несколько направлений танцевального искусства прошли эволюционный путь от истоков до сложнейших театральных форм, нако-пивших собственный арсенал выразительных средств и художественных ценно-стей.
Мы можем попытаться представить эволюцию современного танца с начала ХХ века до наших дней в виде схемы, на которой прослеживаются этапы его ста-новления и развития на протяжении столетия (приложение 1). На схеме, представ-ленной в приложении 1, параллельно выделяются пути modern и jazz dance, по-скольку они были двумя основными направлениями в эволюции идейно-художественной концепции современного танца в ходе его истории развития в ХХ веке .
В середине века, в период исследований, балетмейстеры объединялись и экс-периментировали, смешивая разные стили. Его можно проследить до творчествах балетмейстеров Элвина Эйли, Джерома Роббинса, Мэтта Мэттокса и других. В.Ю. Никитин посвятил книгу «Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика», ко-торая вышла в свет в 2000 году. Благодаря этому в российскую практику совре-менного танца вошло определение «модерн-джаз танец». Это обозначение не ис-пользуется за пределами России, так как считается неверным. Однако в России он прижился и часто используется в связи со многими направлениями современного танца, обобщая их, нивелируя различия в смысловом, художественном и эстетиче-ском содержании.
В настоящее время современный танец постоянно обновляется и развивает-ся. Произошло слияние таких терминов, как «театральность» и «хореография». Техника исполнения отходит на второй план, а в танце она порой не имеет значе-ния. Современные постановки, где роль актеров играют танцоры, режиссеры чаще всего описывают как «пластический спектакль». Современная хореография приоб-ретает перформативный характер.
Хореография конца XX – начала XXI века открывает новые горизонты для дальнейшего развития, появляются многие приемы, основанные как на классиче-ской балетной школе, так и на уроках, заимствованных из восточных духовных практик, психических и физических исследований. Хореографическое искусство становится перформативным .
Сначала рассмотрим понятие «Перформанс» (performance по-английски – представление, спектакль) – это направление в неоавангардном искусстве 1970-1980-х годов: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публику. Термин «танцевальный перформанс» (dance performance) рассматривает-ся в контексте исполнительского искусства (performing arts) как разновидность перформанса. В зарубежных теоретических работах, посвященных современному танцу и перформансу, часто можно встретить употребление понятия «танцеваль-ный перформанс» в связи с произведениями, которые в отечественных источниках называются «танцевальный спектакль», «пластический спектакль» .
Художественная деятельность новой эпохи находится в состоянии исследо-вания. Пластические работы современных художников – это лаборатории и экспе-рименты, основанные на синтезе культурных практик и концептуальности. Часто творчество хореографов находит отклик в общественном мнении: половина пуб-лики принимает видение хореографа, а другая половина критикует поиски «новых форм». Современное искусство в целом пытается переосмыслить всю историю ис-кусства. Художнику нового времени необходимо тонко чувствовать и реагировать на любое изменение окружающего мира. В период глобализации многие сферы жизни человека перемешались, стали подвижными, неустойчивыми, поставленны-ми в переходный период, что неизбежно сказывается на творчестве.
Для современного танца важны медитативные и геометрические формы, присущие футуристическим балетам ХХ века .
Наиболее ярким представителем перформативной хореографии второй по-ловины ХХ века является немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш. В ее творчестве практически стираются границы между хореографией и театром, ее стиль стал абсолютно уникальным и узнаваемым во всем мире. В спектаклях Пины Бауш танцоры умели говорить, танцевать и использовать повседневные жесты. В то же время она заставляет своих танцоров признаваться в своих самых глубоких чувствах и выражать их языком танца. Пина Бауш создала такое направление, как «танцтеатр», став одновременно и режиссером, и хореографом. Бауш подчеркива-ла личные качества своих танцоров, ее больше волновали внутренние посылы и мотивы, чем красота выступления. В спектаклях активно использовалась техника, зародившаяся в европейском театре в конце 1960-х годов – «body art». Это про-стой бытовой жест, который рассматривается не в поведенческом комплексе, а как отдельное непосредственное движение.
Современная хореография все чаще использует повседневные человеческие жесты, такие как бег, ходьба, прикосновение, приемы пищи, кормление и т. д. . Танцовщицы Пины Бауш в спектаклях могли просто ходить, танцевать, падать, вышагивать, сидеть; обнимать или толкать друг друга. Пина Бауш считала, что эмоции должны быть естественными и настоящими, поэтому во время каждого выступления ее танцоры следили за тем, чтобы все чувства и ощущения не вос-производились, а действительно принадлежали исполнителю. Вот почему Пина Бауш обращается к чувственному опыту своих исполнителей, глубоко погружаясь в их внутреннее состояние и извлекая необходимую эмоцию, затем чистое движе-ние, ее выражающее .
Такая же далекая от духа времени и сосредоточенная на механике тела в то время зародилась школа танца «Буто» в Японии. Термин «буто» практически не-возможно перевести буквально, его приблизительное значение – «чёрный танец или шаг». В этом танцевальном стиле использовались медленные движения, пре-увеличенные жесты, иногда они накладывались на неуместную шокирующую му-зыку, а иногда исполнялись в полной тишине. Танцоры «Буто», как и дзен-буддисты, стремились достичь духовного понимания посредством интенсивной физической практики .
Поэтические и бытовые аспекты танца, поставленные Пиной Бауш, оказали огромное влияние на творчество современников. Французский хореограф и руко-водитель танцевальной труппы L’А, Рашид Урамдан в своем спектакле «Сфумато» («Sfumato»), представленном в Москве в рамках X Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», продемонстрировал феноменаль-ную работу тела в рамках танца. В этом спектакле танцоры словно гипнотизируют зрителя, повторяя цикл определенных движений и комбинаций. Спектакль, состо-явший из нескольких частей, сопровождался закадровыми битами и звуковыми эффектами.
Вопреки обозначению термина «сфумато» и кажущейся неточности замысла спектакля, танцоры работают по четкой геометрической схеме, создавая движущи-еся по сцене круги и спирали, очерчивая многогранные фигуры множеством пре-рывистых движений. Так, Рашид Урамдан в своих произведениях предлагает но-вый взгляд на поэтику танца через синтез природных явлений и пластического языка человека.
В пластическом спектакле «Morphed» (Превращаемые) культового финского хореографа Теро Сааринена, которого помнят как хореографа, экспериментирую-щего с классическим балетом, акцент делается на пробуждении чувственной при-роды тела и концентрации внимания. Танцевальная техника Сааринен была осно-вана на принятии гравитации тела и развитии способности танцора сознательно управлять балансом. Спектакль имел вектор развития и геометрию движений, а центральным аспектом постановки была эволюция и переживания человека .
Рассмотренные принципы работы танцевальных коллективов включают эле-менты перформанса – одно из ключевых направлений хореографии 60-х гг. Это направление открыло новые, оригинальные подходы к работе тела и пространства, стирая границы между бытом и повседневностью, художественным творчеством. Для исполнительского искусства характерно смешение техник и стилей, что выра-жает связь между перформативностью и хореографией.
Несмотря на то, что с 70-х годов XX века путь развития хореографии привел к традиционным законам танца и обретению более зрелищной формы, сегодня перформативная хореография возвращается к экспериментальным акцентам. Ха-рактерным становится то, что танцоры не отличаются натренированными телами, в спектаклях используются нейтральные костюмы, не скрывающие линии тела, пре-обладает нагота. Существует творческий союз хореографов, музыкантов и худож-ников, а внутренний процесс во все времена остается одним и тем же двигателем творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурахманова А.А. Перформативный характер хореографии начала XXI века / А. А. Абдурахманова // Современный танец в системе дополнительного об-разования: теория и практика: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции 26 сентября 2020 года / Уральский государственный педагогический университет; научный редактор Р. С. Хасбатов. – Екатеринбург, 2020. – С. 38-47.
2. Антипин, В. В. О понятии «Современный танец» в отечественной хорео-графической педагогике / В. В. Антипин // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. – №5 (58). – С. 124-134.
3. Бичев, В. Г. Роль танца в жизни современного ребенка / В. Г. Бичев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6-1(45). – С. 78-82.
4. Близнякова, А. С. Особенности изучения современного танца в практике работы с младшими школьниками / А. С. Близнякова, И. Э. Рахимбаева // Куль-турное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы XI Международ-ной научно-практической конференции, Саратов, 05-08 октября 2022 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Саратовский источник, 2022. – С. 259-265.
5. Буксикова, О. Б. Эстетическое воспитание средствами хореографии в дет-ской школе искусств / О.Б. Буксикова, С. С. Хорольская // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 14. – С. 110-114.
6. Введенский, В. Н. Методика развития координационных способностей средствами хип-хоп танца / В. Н. Введенский, О. С. Сурина // Азимут научных ис-следований: педагогика и психология. 2019. – Т. 8. – № 2 (27). – С. 236-239.
7. Влияние танца на развитие школьников / А. З. Абусева, Б. А. Джукеева, А. А. Боранбаев [и др.] // Вестник науки Южного Казахстана. – 2018. – № 2(2). – С. 90-93.
8. Григорович, Ю. Н. Балет: энциклопедия / Ю. Н. Григорович. – М.: Совет-ская энциклопедия, 1981. – 625 с.
9. Диниц, Е. В. Джазовые танцы / Е. В. Диниц. – М. : АСТ, 2010. – 195 с.
10. Карпенко, В. Н. Хореографическое искусство и балетмейстер / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: Инфра-М, 2015. – 192 с.
11. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
12. Кокорина, Е. Г. Текстуальность современных танцев (на примере направлений, развивающихся в пространстве современной танцевальной культу-ры) / Е. Г. Кокорина, А. А. Пасекова // МедиаVектор. – 2022. – № 4. – С. 46-50.
13. Кривых, С. В. Воспитательные технологии социализации обучающихся / С. В. Кривых // Воспитание и социализация в современной социокультурной сре-де: материалы Международной научно-практической конференции / С. В. Кривых. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С. 20-23.
14. Курюмова, Н. В. Современный танец: от хореографического языка к феноменологии тела и обратно / Н. В. Курюмова // Вестник Гуманитарного уни-верситета. – 2015. – № 2 (9). – С. 60-65.
15. Малышева, В. В. Использование игровых практик во время обучения детей младшего школьного возраста современным уличным танцам / В. В. Малы-шева, И. Э. Рахимбаева // Развитие личности средствами искусства : Материалы IX международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, маги-странтов и молодых учёных, Саратов, 20-22 мая 2022 года. – Саратов: Саратов-ский источник, 2022. – С. 187-194.
16. Нестерова К.В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков // Современный танец в системе дополнительного образования: теория и практика: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции 26 сентября 2020 года / Уральский государственный педагогический университет; научный редактор Р. С. Хасбатов. – Екатеринбург, 2020. – С. 17-25.
17. Никитин, В. Ю. Компетентностная модель профессионального блока при обучении артистов современного танца / В. Ю. Никитин // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2012. – № 28. – С. 98-114.
18. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В. Ю. Никитин. – М.: ГИТИС, 2000. – 438 с.
19. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника / В. Ю. Никитин – М.: ИД «Один из лучших», 2004. – 414 с.
20. Никитин, В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспекти-вы / В. Ю. Никитин // Вестник МГУКИ. 2013. – № 2 (52). – С. 232–238.
21. Никитин, В. Ю. Современный танец или contemporary dance? / В. Ю. Никитин // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2016. – № 4. – С. 77-96.
22. Никишкина, Т. В. Возможности современного танца в контексте разви-тия координационных способностей подростков в общеобразовательных школах / Т. В. Никишкина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 45. – С. 535-542.
23. Николаева, И. В. Социально-культурные условия формирования эмо-ционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И. В. Николаева. – М.:, МГУКИ, 2006. – 193 с.
24. Осинцева, А. А. Проблема применения термина «современный танец» в теории и практике хореографии / А. А. Осинцева // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – Т. 221. – С. 47-52.
25. Паршук, С. М. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С. М. Паршук, А. О. Драган // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 185-186.
26. Перлина Л. В. Танец модерн и методика его преподавания / Л. В. Пер-лина. – Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2010. – 123 с.
27. Таранда, Г. Л. Специфика процесса развития профессионально-личностных качеств будущего руководителя хореографического коллектива на материале современного танца / Г. Л. Таранда // Ученые записки Российского госу-дарственного социального университета. – 2022. – Т. 21, № 2(163). – С. 159-166.
28. Титков, А. В. Танец как современное направление формирования куль-туры подростков / А. В. Титков // Академия профессионального образования. – 2020. – № 2(93). – С. 60-64.
29. Устинова, Т. А. Избранные русские народные танцы : учебное пособие / Т. А. Устинова. – М., 1996. – 356 с.
30. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования: учебное по-собие. Т. I / А. С. Фомин. – Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2005. – 658 с.
31. Хачанян, Е. Искусство / Е. Хачанян. – М. : АСТ : Внешсигма, 2001. – 608 с.
32. Хорольская, С. С. Организация эстетического воспитания на уроках хореографических дисциплин в ДШИ / С. С. Хорольская, Н. М. Рыбина // Элек-тронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. – № 1(5). – С. 31.
33. Шварц, И. Искусство эвритмии в воспитании человека / И. Шварц // Музыкальная палитра. – 2000. – № 2. – С. 10-11.
34. Шелякова Д. Д. Современный танец в искусстве перфоманса / Д. Д. Шелякова, А. В. Фесенко // Вестник МГУКИ. 2021. – № 2 (100). – С. 147-153.
35. Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/ text/3589832 (дата обращения: 17.02.2023). – Текст: электронный.
36. Глоссарий Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – URL: http://www.vaganova.ru/page.php?id=180&pid=84/ 2009 (дата обращения: 17.02.2023). – Текст: электронный.
37. Описание хореографии и ее виды // Хореография – искусство сочине-ния танца. – URL: https://www.sites.google. com/site/horeografia1996/ (дата обраще-ния: 17.02.2023). – Текст: электронный.