Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном образовательном процессе сохраняется традиция дополнительной мотивации успешно обучающихся школьников посредством их участия в районных и городских олимпиадах по различным предметам. Кроме того, участие в олимпиадах является важным компонентом портфолио каждого учащегося, которое необходимо для получения преимуществ при поступлении в различные ВУЗы страны на конкурсной основе. Однако процесс подготовки к олимпиадам занимает очень много времени, т.к. она не может осуществляться в рамках ежедневных учебных занятий по предмету, поскольку программа олимпиадных заданий значительно отличается от стандартной учебной программы, которая предлагается школьникам в рамках общеобразовательного учреждения, в частности, основной школы.
Степень изученности проблемы. Вопрос о выборе наиболее эффективных методов подготовки учащихся к олимпиадам по математике в основной школе достаточно широко обсуждается в научной литературе. Однако на сегодняшний день отсутствует единое мнение о наиболее эффективной последовательности и методическому обеспечению данного процесса, поскольку требования к подготовке и сами олимпиадные задания постоянно трансформируются и усложняются, что повышает необходимость обновления стратегии подготовки учащихся к олимпиадам по математике в основной школе, что на данный момент недостаточно отражено в научной литературе.
Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования – методические особенности подготовки учащихся к олимпиадам по математике в основной школе.
Цель исследования – провести анализ методических особенностей подготовки учащихся к олимпиадам по математике в основной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды олимпиад.
2. Определить специфику математических олимпиад для школьников.
3. Обозначить основные этапы подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде.
4. Перечислить и проанализировать методы подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; описательный; обобщение и классификация; сравнительный; хронологический; моделирование; контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения методических аспектов подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научно-практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выделением и проведением анализа универсальных методов подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде, которые могут быть использованы на всех этапах обучения.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения принципов подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде» раскрывает такие вопросы как понятие и виды олимпиад, а также специфика математических олимпиад для школьников.
Во второй главе «Этапы и методы подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде» рассматриваются основные этапы, а также выделяются и анализируются методы подготовки учащихся основной школы к математической олимпиаде.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 17 февраля 2023 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.03.2023).
2. Аверьянова, А.М., Садовникова, И.М., Павлов, И.С. Олимпиады для школьников как инструмент повышения качества образовательного процесса в средней общеобразовательной школе: методология исследования / А.М. Аверьянова, И.М. Садовникова, И.С. Павлов // Материалы международной научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2022. – С. 30–43.
3. Александрова, И.М., Широкова, Е.Е. Современные аспекты подготовки школьников к олимпиадам по математике / И.М. Александрова, Е.Е. Широкова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. – 2022. – № 11. – С. 40–48.
4. Баишева, М.И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: на примере 3–5 классов. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / М.И. Баишева. – М., 2004. – 217 с.
5. Башметова, Ю.С. Олимпиады для школьников. Монография / Ю.С. Башметова. – Томск: Аватаж, 2019. – 266 с.
6. Бурцева, А.В. Обучение математике в школе / А.В. Бурцева. – Ставрополь: Перекресток, 2020. – 420 с.
7. Велигодская, П.С., Сорокин, Н.В. Принципы и формы работы учителя математики в рамках подготовки школьников к олимпиадам / П.С. Велигодская, Н.В. Сорокин // Образовательные технологии. – 2022. – № 7. – С. 62–70.
8. Власова, Г.В., Малахова, И.В., Гребенькова, Н.В., Евстафьева, С.А. Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике / Г.В. Власова, И.В. Малахова, Н.В. Гребенькова, С.А. Евстафьева // Материалы I международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – 2016. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11333/ (дата обращения: 25.05.2023).
9. Голованова, О.П., Марьина, Е.Н., Шолохова, Е.Е. Методические аспекты подготовки учащихся к математической олимпиаде / О.П. Голованова, Е.Н. Марьина, Е.Е. Шолохова // Известия Томского государственного педагогического университета. – 2020. – № 11 (345). – С. 145–160.
10. Дементьева, И.С., Харитонова, А.А., Банщикова, И.М. Теоретические и практические аспекты обучения математике в старших классах / И.С. Дементьева, А.А. Харитонова, И.М. Банщикова // Современные образовательные технологии. – 2021. – № 7. – С. 83–92.
11. Жумаш, О.Д. Некоторые аспекты подготовки учащихся к олимпиаде по математике / О.Д. Жумаш // Актуальные исследования. – 2023. – № 17 (147). – URL: https://apni.ru/article/6066-nekotorie-aspekti-podgotovki-uchashchikhsya (дата обращения: 25.05.2023).
12. Калиниченко, Е.С., Панкратова, И.А., Соболева, В.В. Принципы и формы подготовки школьников к олимпиадам по математике: проблемы и перспективы организации педагогической работы / Е.С. Калиниченко, И.А. Панкратова, В.В. Соболева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики средней школы». – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 2023. – С. 50–62.
13. Пермякова, М.Ю., Кириллова, О.А. О некоторых особенностях подготовки учащихся к олимпиадам по математике / М.Ю. Пермякова, О.А. Кириллова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-podgotovki-uchaschihsya-k-olimpiadam-po-matematike (дата обращения: 25.05.2023).
14. Решетникова, А.В., Смыслова, Я.С., Парамонова, Е.К. Современные проблемы организации педагогической подготовки школьников к олимпиадам по математике: психолого-педагогические и методологические аспекты / А.В. Решетникова, Я.С. Смыслова, Е.К. Парамонова // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 3. Педагогика средней школы. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2023. – С. 100–110.
15. Сомова, А.Я. Олимпиады по математике. Проблемы подготовки / А.Я. Сомова. – Тверь: Паритет, 2020. – 128 с.
16. Усанова, К.А., Щедрунова, Т.В., Потапенко, Г.В. Современные технологии подготовки школьников к городским физико-математическим олимпиадам: теория, методика и практика / К.А. Усанова, Т.В. Щедрунова, Г.В. Потапенко // Сборник статей Ярославского государственного педагогического института. Вып. 4. Точные науки. – Ярославль: Издательство Ярославского государственного педагогического института, 2023. – С. 99–108.
17. Федорова, А.М., Поликарпова, А.А., Симонова, В.В. Понятие и виды олимпиад для школьников в современной России: теория и практика исследования / А.М. Федорова, А.А. Поликарпова, В.В. Симонова // Сборник статей Пермского государственного педагогического университета. Вып. 2. Организация системы образования. – Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического университета, 2023. – С. 77–90.
18. Черкунова, Ю.В., Судакова, Г.В., Самохина, В.А. Математические олимпиады как предмет педагогического исследования: теория и методика / Ю.В. Черкунова, Г.В. Судакова, В.А. Самохина // Известия Кемеровского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2 (100). – С. 35–49.
19. Шалова, А.А. Технологии обучения математике / А.А. Шалова. – Липецк: Адамант, 2021. – 450 с.
20. Яковлева, М.И. Педагогика средней школы. Монография / М.И. Яковлева. – Краснодар: Свет, 2021. – 328 с.