Фрагмент для ознакомления
2
Младенческий возраст — это возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. (Л.С. Выготский). Как и в другие возрастные периоды, здесь появляются свои отличительные черты, закономерности, новообразования, меняется социальная ситуация развития. Изучение данной проблемы способствует более эффективному взаимодействию с детьми данной возрастной группы. Понимание механизмов детской психики определяет способы работы с ребенком в будущем, на следующих возрастных этапах.
Младенческий возраст – это первый этап жизни человека и основа будущего развития ребенка.
Ребенок начинает учиться с рождения, когда он попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и влияет на малыша с помощью предметов, созданных человечеством. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основу его личностного развития.
Основной деятельностью младенчества является эмоциональное общение со взрослым.
Возрастными и центральными новообразованиями являются индивидуальная психическая жизнь, а затем и потребность в общении со взрослым. Итак, в результате этого общения, в результате развития в познавательной сфере ребенка появляются новообразования (память, внимание, речь, восприятие, и др.)
Изучение памяти человека является предметом работ и исследований П.П. Болонского, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурии, Р. С. Немов, Я. Л. Коломинский, И. М. Сеченов, Е. А. Панько, А. Г.Асмолова, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Поскольку человеческая память многогранна, исследователи предлагают большое количество подходов к ее изучению.
Вариативность исследований в изучении памяти отражается в различии ее определений. Понятие памяти в психологии трактуется как процесс формирования и сохранения человеком прошлого опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и представляет собой важнейшую когнитивную функцию, лежащую в основе развития и обучения.
П. П. Блонский указывал на историческую изменчивость процессов психического развития и на возникновение в ходе исторического развития новых периодов детства.
Память является основой способностей человека, которая является условием обучения, приобретения знаний, формирования навыков и умений. Без памяти естественное функционирование личности или общества исключается. Благодаря развитию памяти, ее совершенствованию люди достигли тех высот, на которых находятся сейчас. И немыслим дальнейший прогресс человечества без периодической тренировки и совершенствования этой функции.
Объект исследования: младенческий возраст
Предмет исследования: возрастные особенности памяти в младенческом возрасте
Цель: Формирование представления о возрастных особенностях памяти в младенческом возрасте
Задачи:
1. Рассмотреть понятие память: сущность, виды.
2.Изучить психолого – педагогическую характеристику младенческого возраста.
3. Сформировать представление о развитии памяти в младенческом возрасте.
4. изучить возрастные особенности развития памяти у детей младенческого возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого - педагогической литературы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. Возрастная психология. - М., изд. Академический Проект, 2000, с. 480-482.
2. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., изд. Просвещение,2002, с.600-605.
4. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
5. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1
6. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
8. Запорожец А. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., изд. МГУППУ,2006, с.347-357.
9. Земцова О. Н. Развиваем память. - СПб.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2014.
10. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. - М.: Наука, 2009 - 347с
11. Лич П. Младенец и ребенок. – М., изд. Знание,2003, с.204-207.
12. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А.
13. Матвеев С. Феноменальная память. Методы запоминания информации. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 160 с.
14. Наумова О. М. Развиваем внимание
15. Павлова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
16. Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., изд. Просвещение,2007, с.400-406.
17. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
18. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
19. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - №3
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713с.
21. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
22. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
23. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.