Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИМПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие импрессивной стороны речи в дошкольном возрасте
1.2 Особенности импрессивной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития)
1.3 Методы и приемы работы над пониманием речи у детей с ОНР (1 уровень речевого развития)
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИМПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Логика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Направления и методы развития импрессивной стороны речи у дошкольников с ОНР (1 уровень речевого развития)
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фрагмент для ознакомления
2
В последние десятилетия наблюдается неуклонный рост числа детей с речевыми патологиями. Данный факт предопределяет развитие и совер-шенствование коррекции различных психических, физических, когнитив-ных процессов развития ребенка.
Речевое развитие в дошкольном возрасте определяется уровнем раз-вития активного и пассивного словаря, звукопроизносительной стороны и фразовой речи.
Проблема развития импрессивной речи важная и актуальная задача коррекционной педагогике. Импрессивная (сенсорная) речь – это восприя-тие и понимание речи.
Степень разработанности проблемы исследования. Существует две теории о появлении импрессивной речи:
– социальная (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фи-личева, С.Н. Шаховская), представители которой отмечают, что развитие понимания речи ребенком в большей степени опережает появление у него экспрессивной (активной) речи, также служит предпосылкой для её воз-никновения.
– другая точка зрения, принадлежащая Н. Хомскому, гласит, что в мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи, которые созревают примерно к годовалому возрасту в виде импрессивной, а затем и экспрессивной речи, и открывают возможности для ускоренного речевого развития в первый сензитивный период (от года до трёх лет).
ОНР занимает одну из ведущих речевых патологий среди всех суще-ствующих.
Речь детей с ОНР характеризуется наличием низкого словарного за-паса, несовершенством фонетико-фонематических процессов, дети не по-нимают значение бытовых слов. Все это отрицательно сказывается не толь-ко на развитии речи ребенка, но и на общем состоянии организма ребенка.
Таким образом, импрессивная речь определяет уровень понимания речи ребенком, и как следствие, уровень его речевого общения. Поэтому изучение особенностей развития импрессивной речи у дошкольников с об-щим недоразвитием речи (ОНР) в настоящее время является весьма акту-альной и насущной темой исследования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с не-скольких сторон:
– социальной – между необходимостью развития импрессивной сто-роны речи как условия общего речевого развития ребенка и социализации ребенка с ОНР;
– педагогической – между необходимостью осуществления индиви-дуального маршрута коррекционной работы с дошкольников с ОНР в кор-рекции импрессивной речи и недостаточным учетом личностно-индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– методической – между выявление и обоснование методов, форм и средств коррекции импрессивной стороны речи дошкольников с ОНР и апробацией выбранного направления коррекционной работы на практике.
В процессе исследования проблемы импрессивной речи у детей дошкольного возраста с ОНР сегодня возникает существенное противоречие между необходимостью развития импрессивной речи и недостаточностью специальной педагогической работы по развитию импрессивной стороны речи у старших дошкольников с ОНР (I уровень речевого развития).
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Исследование понимания речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития)».
Цель исследования: выявить уровень сформированности импрессив-ной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речево-го развития).
Объект исследования: импрессивная сторона речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития).
Предмет исследования: уровень сформированности импрессивной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (1 уровень речевого развития).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обуче-ния родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М : Издательский центр «Ака-демия», 2000. – 400 с.
2. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. – М.: Эксмо, 2013. – 48 c.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследова-ния детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб : Речь, 2011. – 144 с.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
5. Григорьева Ю.В., Попова Н. Е., Дубовская В. А Сравнительный анализ состояния компонентов речевого общения у старших дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи i уровня // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – №4 (51). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sostoyaniya-komponentov-rechevogo-obscheniya-u-starshih-doshkolnikov-v-norme-i-pri-obschem-nedorazvitii-rechi-i (дата обращения: 20.02.2023).
6. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвешение, 2006. – 120 с.
7. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – №7. – С.17-20.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
10. Кузькина Л.Е. Игра как средство развития грамматического строя речи младших дошкольников // Логопед: журнал. – 2020. – №10. – С. 35-53.
11. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обуче-ния. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
12. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагоги-ческих вузов по курсу «Логопедия» // Университетская библиотека онлайн. М., 2019. – [Электронный ресурс]. – URL: http :// biblioclub. ru/ (дата обра-щения 19.02.2023).
13. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хре-стоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
14. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Сло-варь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
15. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процес-сов ребенка. – М.: Просвещение, 1956. – 98 с.
16. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л.П. Фе-доренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
17. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
18. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240 с.
19. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
20. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельно-сти. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 192 c.
21. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ре-бенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
22. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – СПб : Владос, 2019. – 288 с.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение. – 2006. 159 c.
24. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: Сфера, 2011. – 292 c.
25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. обра-зоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 228 с.
26. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Совершенство, 1999. – 368 с.
27. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
28. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей до-школьного возраста. – М.: 2020. – 314 с.
29. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Пособие для практических работников ДОУ. – 7-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 176 с.
30. Швачкин Н.Х., Седовв К. Ф. Возрастная психолингвистика: учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2019. – 330 с.