Фрагмент для ознакомления
2
Одним из главных показателей подготовки ребенка к успешному обучению является правильная и хорошо развитая речь. Образование слов является важным механизмом овладения богатством словарного запаса родного языка, а также важным механизмом развития и совершенствования процесса восприятия речи и порождения речи в собственном общении и речевой деятельности детей. В то же время дети не только осваивают нормативный метод словообразования, но и пытаются применить его к созданию слов.
При нормальном развитии языка, благодаря активному использованию лексических единиц в различных фонологических контекстах, механизмы словообразования формируются у детей спонтанно. Умение использовать различные словообразовательные приемы входит в структуру речевых навыков старших дошкольников и является одним из важнейших показателей его речевой подготовки.
Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование всех компонентов их звучной и смысловой системы речи. Изучением данной проблематики занимались следующие учёных: Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова.
Старшие дошкольники используют неопределенные словообразовательные модели и допускают ошибки при использовании суффиксов и приставок. Согласно исследованиям Р.Е. Левиной и Т.В. Тумановой, словообразовательная деятельность детей с речевой гипоплазией имеет много особенностей в аспекте существования трудностей на этапе первичной операции словообразования. Причиной этого факта является отсутствие некоторых когнитивных и вербальных предпосылок их формирования.
При общем недоразвитии речи (III степень ОНР), благодаря систематической целенаправленной логопедической работе, у детей начинают доминировать начальные словообразовательные навыки. Важность изучения процесса словообразования подтверждается следующими фактами: они являются одним из основных показателей нормального речевого развития детей, самым мощным стимулом и основой речевого развития.
Важность проблемы обусловлена тем, что дети, имеющие последствия общих нарушений речи, не овладевают различными словообразовательными приемами, не понимают морфологический состав слов, не объясняют их значение. Все это значительно снижает успешность этих детей в процессе правильного усвоения речи, что является одной из причин неуспеваемости в школе. Развитие словообразовательных навыков у детей с ОНР требует специальной логопедической работы, содержание которой будет зависеть от определенных особенностей развития словообразовательных навыков.
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приставочного глагольного словообразования.
Предмет исследования: особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приставочного глагольного словообразования.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приставочного глагольного словообразования.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития приставочного глагольного словообразования в онтогенезе;
– выявить особенности приставочного глагольного словообразования;
– проанализировать методы и приемы развития приставочного глагольного словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 20020. – 400 с.
2. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
3. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие. [Текст] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – М.: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2019. – 104 с.
4. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексикограмматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) // Логопедия сегодня. – 2019. – №2 (24). – 48-53 с.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2019. – 144 с.
6. Воробьева, В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: Просвещение, 1967. – 220 c.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Наука, 2020. – 156 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев – М.: Логос, 2019. – 218 с.
9. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса впервые годы жизни ребенка. [Текст] / А.Н. Гвоздев. Изд-во Сарат. ун –та, 1990. – 217 с.
10. Грибова, О.Е. Обследование грамматического строя речи. [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова – М. Владос – 2019. – 100 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. [Текст] / Н.С. Жукова. Учеб – метод. пособие. — М.: Соц. – полит, журн., 1994. — 96 с.
13. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи. [Текст] / Н.С. Жукова. – Екатеринбург, 2019. – 316 с.
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 280 с.
15. Коновалова, С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Н.С. Коновалова. Дефектология – М.: Наука, 2019. – 156 с.
16. Куцина, Е.В. От слова к фразе. Глаголы [Текст]: монография / Е.В. Куцина, Н.Н. Сазонова. – М.: Педагогика, 2014. – 145 с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Изд. «СОЮЗ»,2019. – 224 с.
18. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Серебрякова Н.В. – СПб.: СОЮЗ, 2019. – 160 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
20. Леонтьев, A.A. Психолингвистика. [Текст] / А.А. Леонтьев – М.: Наука, 1967. – 118 с.
21. Назарова, Е.В Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Е.В. Назарова. - М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
22. Никашина, Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н.А. Никашина // Логопедия: Метод. Наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. Фак. Пед. Вузов: В 5-и кн. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – Кн. 5 – с 153-157
23. Нищева, Н.В. Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. [Текст] / Н.В. Нищева. – М.: СПб.: КАРО, 2017. – 96 с.
24. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 57с.
25. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] / Н.В Серебрякова. – СПб, 1996. – 154 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. [Текст] / Е.Ф Соботович. – М.: Классик Стиль, 2017. – 27 с.
27. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – 2019. – С. 44-46.
28. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. [Текст] / Т.А. Ткаченко – М.: Гном и Д, 2021. – 25 с.
29. Туманова, Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.В. Туманова – М.: Секачев, 2016. –206 с.
30. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М.: Наука, 2020. – 507 с.
31. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Логос, 2019. – 225 с.
32. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2019. – 268 с.
33. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. [Текст] / И.А. Чистякова. – М.: Каро, 2019. - 37с.
34. Чиркина, Г.В. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
35. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская. - М.: Экономика, 2017. – 250 с.
36. Принципы дифференциации когнитивных структур // Вопросы психологии. – URL.: https:// http://voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm
37. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. – URL.: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44069932
38. Словообразование у детей дошкольного возраста, интегриррованных в общеобразовательные https://elibrary.ru/item.asp?id=20806735