Фрагмент для ознакомления
2
В новой концепции образования приоритетными целями являются развивающие. Рассматривая развивающий потенциал математики, в боль-шей степени говорят о развитии логического мышления.
Так как содержание обучения в начальной школе строится в основ-ном на использовании логических методов, таких как осуществление эле-ментарных видов синтеза и анализа, сопоставление и определение соотно-шения между понятиями обычными и частными. Способность активно об-рабатывать информацию в уме с помощью приемов сравнения обеспечива-ет ребенку более глубокое знание и понимание учебного материала, в от-личие от тех, кто при низком уровне логического развития усваивает учеб-ный курс исключительно на основе памяти. Поэтому недостаточное разви-тие приемов сравнения способствует снижению эффективности обучения, замедлению формирования познавательных процессов. В связи с этим необходимо уже в период начального обучения уделять особое внимание развитию таких приемов у детей на уроках математики.
Развивающее обучение предлагает много возможностей для развития навыков сравнения у младших школьников на уроках математики. Это подтверждают результаты исследований, проведенных З. А. Михайловой,
А. В. Белошистовой [2], А.С. Савенковой и др. Особое значение ученые придают развитию метода логического мышления - сравнения.
Психологи утверждают, что метод сравнения необходим учащимся младшего школьного возраста. В то же время, пишет Талызина Н.Ф[ 22], если она специально не преподается младшими школьниками, то получает-ся, что она не осваивается большинством учащихся, что значительно ска-зывается на дальнейшей успеваемости в средних классах.
Способность человека сравнивать является одной из важнейших спо-собностей его ума. Поэтому роль сравнения в формировании понятий, си-стематизации и обобщений знаний чрезвычайно важна. Использование сравнения в обучении открывает перед учителем возможность излагать учебный материал в более доступной и наглядной форме.
Изучением роли сравнения в учебном процессе и разработкой мето-дов формирования этой методики занимались многие психологи, методи-сты-математики, дидакты: В. Ф. Паламарчук, В. Н. Осинская, Н. Ф. Талы-зина[22], А И. Раев, П. М. Эрдниев [ 27], М. Н. Шардаков и др. Важность обучения детей сравнению подтверждается исследованиями следующих ав-торов: А. К. Артемовым[ 2], И. М. Соловьевым, Е. Н. Шиловой[ 26], Л. М. Румянцевой и др. В своих работах они указывают на сравнение как на ос-нову всей мыслительной деятельности. Но, несмотря на достаточно глубо-кую проработку проблем развития логического мышления, проблема фор-мирования метода сравнения требует дальнейшего изучения.
Использование сравнения в процессе обучения способствует тому, что ученики усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря сравнению предметы и явления изучаются в их сход-ных и различных, общих и особенных признаках, у учащихся формируют-ся яркие наглядные образы изучаемого, совершается подвижность нервных процессов в коре головного мозга, которая развивает гибкость умственной деятельности
(Е. Н. Шилова) [26]. Таким образом, учебная работа учеников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого ма-териала, укрепляет память и внимание учащихся.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс / Э.И. Александрова. - М.: Вита-Пресс, 2017. - 160 c.
2.В.А. Артемов Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артемов - М.: Просвещение, 2008
3.Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2017. - 537 c.
4.Богданович М. В. Урок математики в начальной школе : пособие для учителя : пер. с украин. Т. В. Шаповаленко. — Киев : Радянська школа, 1991. — 208 с.
5.Виктор, Алексеевич Далингер Методика обучения математике в начальной школе 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО / Виктор Алексеевич Далингер. - М.: Юрайт, 2016. - 159 c.
6.Воровщиков, С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты / С.Г. Воров-щиков. - М.: Гостимский А.С., 2017. - 982 c.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991. - с.40.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт 1996. - с.25
9.Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для СПО / В.А. Далингер. - М.: Юрайт, 2018. - 751 c.
10.Дмитриева О.Д., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по ма-тематике 2 класс, М: «ВАКО», 2005. – с.26.
11.Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 2009. - 159 с.
12.Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Владос, 2008. - 192 c.
13.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной шко-ле. Развивающее обучение. Сборник методических задач / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2016. - 390 c.
14.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика 2 класс, М: Просвещение, 2004. –с.54.
15.Моро М. П., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах. - М.: Просвещение, 2011,- 143 с.
16.Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников – основа метапредметности / А. А. Мусина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 21–24. – ISSN 0027-7371.
17. Осинская В. Н. Активизация познавательной деятельности уча-щихся на уроках математики. - Киев: Рад. шк., 2018. - 210 с.
18.Раев, А.И. Психологические основы управления умственной дея-тельностью учащихся в процессе обучения / А.И. Раев. - Л., 1971. - 72 с.
19.Сеченов И. М ИзданиеИзбранные произведения. Том 2, часть . Год: 2010
20.Сорокина Г.И. Обучение первоклассников сравнению и сравни-тельному описанию. Нач. школа. – 1979 - № 6 – с.41.
21. Ушакова, О. Д. Математика для младших школьников. Книжка-подсказка / О.Д. Ушакова. - М.: ИД Литера, 2014. - 711 c.
22. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1999. – 288 с
23.Узорова, О.В. Математика. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефё-дова. - М.: Планета знаний, Харвест, АСТ, Астрель, 2018. - 464 c.
24.Царева, Светлана Евгеньевна Методика преподавания математики в начальной школе. Учебник для студентов учреждений высшего образо-вания / Царева Светлана Евгеньевна. - М.: Академия (Academia), 2014. - 869 c.
25.Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной шко-ле. - М.: «Чистые пруды». 2007
26. Шилова В. А., Щербина В. В. О мировой и отечественной теоре-тической социологии (круглый стол) // Социологические исследования. 2021. № 9, C. 3-15.
27.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обу-чении - М.: Просвещение, 1984. - 194 с.
28.Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. Книга для учителя. - М.: Столетие, 1995. - 260 с.
29. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в про-цессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа №5. 2004. с.69-74
30. Ястребов, А.В. Методика преподавания математики:задачи: учеб-ное пособие для вузов / А.В. Ястребов. – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2023. – 201 с.