Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические основы моделирования как средства формирования знаний о природе у младших школьников………………………………………….….. 5
1.1 Сущность и содержание понятия моделирование……………………..…...5
1.2. Специфика обучения младших школьников в процессе моделирования..8
1.3. Методические аспекты по обучению младших школьников действиям моделирования…………………………………………………………..………12
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемых источников………………………………….…………17
Приложения…………………………………………………………......………19
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Познавательная деятельность младших школьников предполагает работу с простейшими готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Модели облегчают детям понимание связей и служат опорой для запоминания и воспроизведения определённых знаний о них. Процесс моделирования предполагает ведущую роль самостоятельной работы младших школьников и их непосредственное участие в конструировании различных моделей. Таким образом, можно достичь значительной активизации познавательной деятельности младших школьников.
Практика показывает, что наибольшую сложность у детей вызывают задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы при решении экспериментальных задач. По мнению педагогов практиков в учебно – воспитательном процессе возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование.
Моделирование в наибольшей мере отвечает задачам формирования у младших школьников знаний об экологических связях. Моделирование позволяет делать «видимыми» невидимые связи. Модели облегчают детям понимание различных связей. Они служат хорошей опорой для запоминания и воспроизведения знаний.
Цель работы: теоретически обосновать и описать эффективность комплексных заданий по окружающему миру для обучения младших школьников действиям моделирования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: использование метода моделирования на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия моделирование.
2. Рассмотреть специфику обучения младших школьников в процессе моделирования.
3. Описать методические и практические аспекты по обучению младших школьников действиям моделирования на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1.Теоретические основы моделирования как средства формирования знаний о природе у младших школьников
1.1 Сущность и содержание понятия моделирование
Сущность и содержание понятия действия моделирования можно представить следующим образом. Понятие модель обозначает образ, способ, или меру. Значение этого слова было связано со строительным искусством. Оно означало образец чего либо, его прообраз [3]. Сегодня моделирование рассматривают как метод обучения, или как процесс создания модели как концептуального представления некоторого явления.
Модель имеет дело лишь с некоторыми аспектами рассматриваемого явления. Две модели одного и того же явления могут существенно отличаться. Расширению сфер применения моделирования способствовало развитие и применение вычислительных машин и систем. Очевидно, что сегодня не существует областей человеческой деятельности, где бы ни использовалось моделирование. Моделирование чрезвычайно популярно в следующих областях деятельности:
-функционирование атомных реакторов;
-исследование макроэкономических процессов;
-производство машин и агрегатов;
-развитие биологических систем;
-анализ последствий использования природных ресурсов и экологических катастроф и др.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битюкова Л.А. Экологическое воспитание в свете реализации ФГОС НОО [Текст] / Л.А. Битюкова // Начальная школа до и после. -2013. - No7. - С.46-50.
2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс [Текст]/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. М.: ВАКО, 2015. – 220 с.
3. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и проведение [Текст] / Л.И. Бурова // Начальная школа. 2009. - No1. С.57-62.
4. Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность [Текст] / Н.И. Гайворонская // Начальная школа до и после. - 2012. - No7. - С. 31 – 33.
5. Гусева Т.В. О некоторых видах работы с моделями – схемами [Текст]/ Т.В. Гусева // Начальная школа. –2002. - No12. – с. 76 –78.
6. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето. - 2013. - С. 91-94.
7. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе [Текст] / А.А. Ермолаева - М.: Глобус; Волгоград: Панорама. - 2015. - 134 с.
8. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий [Текст] / З.А. Клепинина // Начальная школа. - 2012. - No1. - С.26-29.
9. Кокоткина И.А. Технология построения урока на деятельностной основе, как средство развития универсальных учебных действий [Текст] / И.А. Кокоткина // Начальная школа до и после. - 2012. - No9. - С.32-34.
10. Королева Н.В. Моделирование – способ реализации интеграции содержания образования [Текст]/ Н.В. Королева // Начальная школа. - 2013. - No8. - С.18-20.
11. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников [Текст] / А.В.Миронов. // Начальная школа до и после. - 2013. - No1. - С.3-8.
12. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие [Текст] / А.В. Миронов. – Ростов н/Д: Феникс. - 2013. – 142 с.13. Миронов А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. - 2011. - No2. - С.48-50.
14. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст] / А.В.Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. - 2015. – 36 с.
15. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС [Текст] / Я.Н. Носикова // Начальная школа до и после. - 2014. - No2. - С.24-28.
16. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. - 2014. - С. 113-116.
17. Сулейманова Ф.А. Использование знаково-символических средств представления информации при изучении окружающего мира [Текст] / Ф.А. Сулейманова // Начальная школа. - 2013. - No5. - С.33-38.
18. Фаустова Н.П. Формирование универсального учебного действия моделирования [Текст] / Н.П. Фаустова, Меркулова Т.В. // Начальная школа. 2014. - No4. - С.15-18.
19. Фролова, Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности [Текст] / Н.А. Фролова // Начальная школа. - 2006. — No 2. — 50 с.
20. Шертуховский М.В. Начальное природоведение: методы преподавания [Текст] / М.В. Шертуховский // Школьные технологии. – 2003. - No6.– с. 59 – 73