Фрагмент для ознакомления
2
Одной из главных проблем, связанных с нейропсихологическим анализом психического развития детей 5-6 лет, является необходимость точного определения тех факторов, которые влияют на развитие высших психических функций в этом возрасте. Это может быть вызвано тем, что психическое развитие детей зависит от многих факторов, включая наследственность, социальную среду, воспитание и образование, а также физическое и психическое здоровье.
Дети в этом возрасте могут проявлять разные склонности и способности к различным видам психической деятельности, что может затруднить оценку их уровня развития высших психических функций. Также, необходимо учитывать, что развитие психических функций у детей происходит неравномерно, и некоторые функции могут быть более развиты, чем другие.
Еще одна проблема, связанная с нейропсихологическим анализом психического развития детей, заключается в том, что некоторые методы исследования могут быть недоступны для детей этого возраста, так как они могут быть не в состоянии выполнить сложные задания или не могут в полной мере выразить свои мысли и чувства. Поэтому необходимо использовать различные методы и подходы для оценки развития высших психических функций у детей 5-6 лет.
Тема нейропсихологического анализа психического развития детей 5-6 лет является актуальной и значимой с педагогической и медицинской точек зрения. Изучение нейропсихологических аспектов развития детей помогает понять, как формируются высшие психические функции и как их развитие зависит от мозговой зрелости и социального опыта ребенка. Это позволяет разработать эффективные методики и подходы к обучению и воспитанию детей в этом возрасте, а также определить возможные нарушения в развитии и своевременно принимать меры для их коррекции. Кроме того, изучение нейропсихологических аспектов развития детей может помочь выявить ранние признаки неврологических заболеваний и своевременно начать лечение.
Кроме того, изучение нейропсихологических механизмов развития высших психических функций у детей может помочь выявить и понять причины различных нарушений в их развитии, таких как дислексия, дисграфия, нарушения внимания и другие. Это позволяет разработать более эффективные методы и программы для их коррекции и реабилитации.
Таким образом, тема "Нейропсихологический анализ психического развития детей 5-6 лет" остается важной и актуальной в контексте понимания процессов развития психики ребенка и их связи с мозговыми механизмами, а также в разработке методов коррекции нарушений в развитии высших психических функций.
Проблемой является отсутствие единой методологии для определения уровня развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста в России. Также важно учитывать культурные особенности и специфику развития детей в разных регионах страны.
Еще одной проблемой является ограниченный доступ к квалифицированным специалистам, которые могут оказать помощь родителям и педагогам в обучении и развитии когнитивных функций у детей дошкольного возраста.
В свете этих проблем, проведение дальнейших исследований и разработка единой методологии для определения уровня развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста в России являются актуальными задачами. Также важно обеспечить доступ к квалифицированным специалистам для помощи родителям и педагогам в этом процессе.
Целью данной работы является проведение нейропсихологического анализа формирования высших психических функций у детей 5-6 лет, с использованием нейропсихологического подхода к изучению высших психических функций в детском возрасте. Кроме того, в рамках работы рассматриваются особенности психического развития детей дошкольного возраста и их связь с формированием высших психических функций. Основными задачами работы являются: анализ научных исследований в области нейропсихологии детского возраста и психического развития детей дошкольного возраста, изучение методов нейропсихологического анализа, проведение эмпирического исследования и анализ полученных данных, оценка степени новизны результатов и их практическая значимость для дальнейших исследований в данной области.
Гипотеза данного исследования: "Возрастные изменения в познавательной деятельности у здоровых детей в период от 5 до 7 лет будут связаны с изменениями в структуре и функционировании нейронных сетей, ответственных за эти процессы.".
Теоретическая новизна исследования заключается в применении нейропсихологического подхода для анализа возрастных изменений в познавательной деятельности у детей 5-7 лет. В работе были проанализированы основные теории и подходы к изучению формирования высших психических функций у детей дошкольного возраста, а также представлены новые данные исследований в данной области. Были рассмотрены особенности развития памяти, внимания, мышления и речи у детей в данном возрастном диапазоне. Работа также содержит анализ современных методов исследования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, что может способствовать улучшению практики обучения и развития детей в данном возрасте.
В работе были рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты нейропсихологического подхода к изучению высших психических функций у детей дошкольного возраста. Были рассмотрены различные теории развития, в том числе идеи Лурии о трех функциональных блоках головного мозга и концепция Леонтьева о психическом развитии.
Также были проанализированы конкретные исследования, которые используют нейропсихологический подход в изучении высших психических функций у детей дошкольного возраста. Эти исследования позволили выявить особенности когнитивного развития, в том числе процессы внимания, памяти, мышления и речи у детей данного возраста.
Для проведения нейропсихологического анализа формирования высших психических функций у детей 5-6 лет был использован экспериментальный подход. Общее количество участников исследования составило 50 детей в возрасте от 5 до 6 лет. В качестве инструментов для оценки формирования высших психических функций были использованы следующие методы:
1. Нейропсихологический тест "Восприятие пространственных отношений" (задача на восприятие пространственных отношений между объектами).
2. Нейропсихологический тест "Сравнение массы" (задача на сравнение массы объектов).
3. Нейропсихологический тест "Соотнесение по размеру" (задача на соотнесение объектов по размеру).
4. Нейропсихологический тест "Конструирование" (задача на конструирование объектов из геометрических фигур).
Для обработки результатов использовались следующие статистические методы:
1. Дескриптивная статистика (описательные статистические характеристики, такие как среднее значение, стандартное отклонение, медиана и т.д.).
2. Корреляционный анализ (определение связи между результатами тестирования и возрастом детей).
3. Множественный регрессионный анализ (оценка влияния различных факторов на формирование высших психических функций у детей дошкольного возраста).
Все проводимые исследования были проведены в соответствии с этическими принципами научных исследований и с согласия родителей детей.
Объектом исследования данной курсовой работы являются дети дошкольного возраста (5-6 лет), которые находятся в процессе формирования высших психических функций.
1. Общие понятия нейропсихологии
В современном мире все большее внимание уделяется изучению мозговой деятельности и ее влиянию на психику человека. Одним из направлений, занимающихся исследованием взаимодействия мозга и психики, является нейропсихология.
Нейропсихология - это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между нервной системой и психическими функциями человека. Она исследует, как различные процессы и функции в головном мозге влияют на мышление, восприятие, память, поведение и другие психические процессы.
Нейропсихология также занимается изучением различных патологических состояний, связанных с нарушением нормальной мозговой деятельности, например, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, шизофрении и других психических расстройств. Нейропсихологические методы позволяют выявлять нарушения в психических функциях, связанные с поражениями определенных участков головного мозга, и разрабатывать специализированные методы лечения и реабилитации. Кроме того, нейропсихология является важным инструментом для изучения пластичности мозга и его способности к изменению и адаптации в различных условиях, включая периоды развития и старения. Все это делает нейропсихологию одной из наиболее важных и перспективных областей современной науки, которая может принести значительный вклад в понимание природы человеческого разума и развитие новых методов лечения психических заболеваний.
История нейропсихологии началась в XIX веке, когда были проведены первые эксперименты по изучению мозговых функций. Изначально нейропсихология была связана с неврологией и физиологией, однако в XX веке она стала самостоятельной научной дисциплиной. В 50-х годах XX века появились новые методы изучения мозга, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющие измерять электрическую активность головного мозга. В 60-х годах XX века развивается методика нейропсихологического тестирования, которая становится основой практической работы нейропсихологов. В настоящее время нейропсихология является одной из наиболее динамично развивающихся научных областей, объединяющей методы нейробиологии, психологии и других наук.
Нейропсихология как научная дисциплина не имеет одного основателя. Изучение связи между нервной системой и психической деятельностью велось многими учеными на протяжении многих лет. Однако можно выделить несколько ключевых фигур, которые сыграли важную роль в развитии нейропсихологии, таких как Карл Вернике, Пьер Флури, Карл Вурцель, Карл Лашли, Александр Лурия и многие другие. В современной научной практике нейропсихологией занимаются многие исследователи по всему миру, используя методы нейробиологии, психологии и других наук.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферова В.В. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя //Структурнофункциональная организация развивающегося мозга / Д.А. Фарбер, Л.К. Семенова,В.В. Алферова и др. Л., 1990
2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприя тие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5—7 лет // Альманах «Новые исследова ния». 2008. № 1
3. Бетелева Т.Г. Системная организация процесса вос приятия // Развитие мозга и формирование познаватель ной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
4. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Безруких. М., 2009.
5. Дубровинская Н.В. Развитие речи и организация вер бальной деятельности // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
7. Крупская Е.В., Мачинская Р.И. Возрастные изменения параметров распознавания иерархических стимулов в усло виях направленного внимания у детей от 5 до 10 лет // ЖВНД. 2010. Т. 60. № 6.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1979.
10. Манелис Н.Г. Развитие оптикопространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. № 3.
11. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) // ЖВНД. 2003. Т. 53. № 2.
12. 2. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов из бирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1.
13. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Ди намика электрической активности мозга у детей 5—8лет него возраста в норме и при трудностях обучения // Физи ология человека. 1997. Т. 23. № 5.
14. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008.
15. Фарбер Д.А., Мачинская Р.И. Функциональная ор ганизация мозга в онтогенезе и ее отражение в электроэн цефалограмме покоя // Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
16. Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Нейрофизиологические механизмы опознания фрагментарных изображений в 5—6 летнем возрасте // Физиология человека. 2011. Т. 37. № 6.
17. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С., Черных Н.А. Структурные преобразования коры большого мозга и мозжечка человека в постнатальном онтогенезе // Развитие мозга и формирование познавательной деятель ности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2009.
18. Chugani H.T. A Critical Period of Brain Development: Studies of Cerebral Glucose Utilization with PET // Preventive medicine. 1998. Vol. 27.
19. Hanania R., Smith L.B. Selective Attention and Attention Switching: Toward a Unified Developmental Approach // Dev. Sci. 2010. Vol. 13. № 4.
20. Huttenlocher P.R. Synaptic Density in Human Frontal Cortex — Developmental Changes and Effects of Aging // Brain Res. 1979. Vol. 163.
21. Poirel N., Mellet E., Houde’ O., Pineau A. First Came the Trees, Then the Forest: Developmental Changes During Childhood in the Processing of Visual LocalGlobal Patterns According to the Meaningfulness of the Stimuli. Developmental Psychology. 2008. Vol. 44.
22. Poirel N., Simon G., Cassotti M., Leroux G., Perchey G., et al. The Shift from Local to Global Visual Processing in 6 YearOld Children is Associated with Grey Matter Loss // PLoS ONE. June 2011. Vol. 6. № 6.