Фрагмент для ознакомления
2
Являясь правовым государством, Российская Федерация обеспечивает гарантию соблюдения прав и свобод личности. Одной из таких гарантий выступает право граждан на обращение в органы государственной и муниципальной власти. Имея возможность выразить своё мнение, реализовать свои права и свободы, а также находясь в уверенности в том, что при любом действии, посягающим на их права, они могут обратиться за квалифицированной помощью, граждане самостоятельно формируются в здоровое общество демократического государства. Развиваясь на протяжении истории параллельно со становлением государственности и обретая нынешнюю форму, право граждан на обращения стало важным звеном в системе взаимодействия государства и человека, включая контролирующую роль за действиями органов государственной власти.
Одной из целей существования государств является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества, в связи с этим институт обращений граждан реализуется во всех сферах деятельности всех государственных органов и муниципальных образований, включая в себя различия и особенности, связанные со спецификой их деятельности. Именно по этой причине институт обращения граждан, точнее, его практическая реализация, находится под пристальным вниманием. Как со стороны граждан, так и государственных органов. Для продуктивного взаимодействия, каждой из сторон стоит приложить усилия: государственному органу следует создать благоприятные условия для приёма обращения, организовать эффективную систему работы с гражданами, чётко предоставлять информацию о своих требованиях к принимаемым обращениям. Обращающееся лицо, со своей стороны, должен уметь определять, в какой орган, к какому должностному лицу ему следует обратиться со своей проблемой, уметь правильно сформулировать свой вопрос, действовать в соответствии с выдвигаемыми требованиями и не нарушать установленные порядки (оформление, сроки и т.д.).
Именно в этом и заключается проблема, а также обуславливается актуальность темы: вопрос взаимодействия личности и государства на сегодняшний день является «горячей» точкой, подталкивающей ко множеству споров в обществе. Требуется проанализировать сложившуюся практику, выявить её слабые и сильные стороны, и выработать новые направления и формы взаимодействия, которые будут отвечать современным правовым нормам, темпам жизни и запросам граждан, соответствующим изменениям, происходящим в современном обществе.
Объектом исследования являются общественные отношения, представляющие реализацию конституционного права граждан на обращение. Предметом – непосредственно действия, осуществляемые гражданами и органами государственной власти.
Целью работы стало исследование обращений граждан, как сферы публично-правовой жизни общества, содержание права и механизмы его реализации, а также анализ проблем, связанных с производством по обращениям граждан и пути их решения. Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Определить нормативно-правовые основы права на обращения граждан.
2. Раскрыть виды обращений.
3. Рассмотреть порядок производства по обращениям граждан.
4. Выявить основные проблемы производства по обращениям граждан и пути их решения.
Методологическую основу исследования сравнительно-правовой, формально-юридический метод, а также методы анализа и синтеза.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение три главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1 ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
1. 1 Нормативно-правовые основы
Право гражданина на обращение закреплено в ст. 33 Конституции РФ (в действующей редакции на 2023 год): «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа над их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией. Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.
Вышеуказанное право также определяется как право на как право на индивидуальное, а также совместное (либо коллективное) обращение в публичные (государственные и муниципальные) органы.
Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах также закрепляют эти положения. С исторической точки зрения, понятийно-категориальным синонимом указанной части конституционного статуса граждан РФ считается закрепленное в 1791 году во Франции право петиций. По сегодняшний день обширный перечень иностранных государств в своих верховных правовых актах указывают эти положения.
Тот факт, что обращение граждан является одним из основных прав, включающим все характерные признаки субъективных правомочий, выявляет его глубокую юридическую сущность. Именно это отражается в потребности каждого гражданина, не только персональной, но и общественной, хорошо слаженной и высокоэффективной государственной власти и структурно-развитой жизни общества. Рассматривая право на обращение с этой стороны, его, как правило, причисляют к категории политических прав, которые пересекаются с обеспечением участия граждан в реализации публичной политической власти, а также обладает чётко выделенными гарантирующими свойствами, а именно: выступает особым правом-гарантией всех других конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, оно содержит как субъективно-персонализированную, так и ярко определённую публичную нацеленность.
Однако, хотя граждане обладают личным интересом к подаче обращений, он должны быть и публично-правовыми, что означает освещение проблем, таких проблем, как эффективное обеспечение прав и свобод – затрагивающих конституционные начала управления делами государства, разрешение наилучшим образом задач, затрагивающих общество в целом и государственных органов, организаций и хозяйств, представляющих государство. Исключительно личные проблемы (входящие в круг жизненных вопросов, определяющих только самоидентификацию личности) в такого рода обращениях затрагиваться не должны.
Заметной частью эффективного государственного управления является налаженная обратная связь, с помощью которой должным образом осуществляется проверка и устанавливаются рабочие связи между смысловым содержанием и воздействием государства на общественные отношения и фактические общественной практикой. Право на обращение может являться одним из средств такого рода «связи».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 2023. № 144.
2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 N 528-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001г. № 174 –ФЗ (в ред. от 17.02.2023 №46-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. № 195 –ФЗ ((ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ: Приказ МВД России от 12 августа 2013 г. № 707 (в ред. от 01.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru;
6. Административное право России: Учебник / Под ред. А.Ю. Соколова. М.: Издательство«Норма», 2016. 350 с.
7. Административное право: Учебник для вузов/ Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, 5-еизд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=537572.
8. Волкова В. В. Административный процесс [Электронныйресурс]: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. В. Волкова, Е. В. Хахалева, В. Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2012. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=376415.
9. Колпакова Е.Ю. Актуальные проблемы административного производства по рассмотрению обращений граждан. // В сборнике: Право. Общество. Государство. Сборник научных статей. Санкт-Петербург. 2017, С. 62-65.
10. Минашкин А.В. Право граждан на обращения: состояние и перспективы правового регулирования// Юрист. 2005. № 7. С.11-15.
11. Моторина Н.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении заявлений сотрудниками полиции [Текст] // Актуальные вопросы российского права: сборник научных статей.-М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015, Вып. 25.-С. 142.
12. Новиков А.В. Обращения граждан. Монография. Воронеж: Из-во Воронежского государственного университета. 2007 С.211.
13. О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций: Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. № 171 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
14. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]-URL: http://www.mvd.ru/.
15. Сафиуллова Э.Д. Принципы производства по обращениям граждан. // Молодой ученый 2016, №7 (111), С. 524-526.
16. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. 569 с.
17. Третьяков А.И. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в деятельности органов внутренних дел. Дисс. канд. юр. н…, Москва. 202 С. 212.
18. Шагов С.А. Производство по обращениям граждан в сфере государственного управления // Человек: преступление и наказание. 2008, №1 (60), С. 162-164