Фрагмент для ознакомления
2
Чтение играет значимую роль во всестороннем развитии младшего школьника. Что наглядно показано в психолого-педагогических работах (например, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Л.C. Выготский, Т.Г. Галактионова, Л.В. Занков, O.И. Никифорова, M.И. Оморокова, З.И. Романовская. H.H. Светловская, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно с компетентностным подходом, который в образовании реализуется в последние годы (например, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, а также А.В. Хуторской и другие) ребенок в процессе обучения обязательно должен овладеть определенными практико-ориентированными знаниям качествам. Значимой в этом случае выступает читательская компетенция.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования [27] прописаны требования, ориентированные на развитие у младших школьников читательских универсальных умений. При этом читательская компетентность формируется у младших школьников не только на уроках, а также и во внеурочной деятельности по этому направлению.
Формированию читательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельности достаточно активно может способствовать ведение читательских дневников. Этим и обуславливается актуальность рассматриваемой темы.
Проблема исследования заключается в противоречии между значимостью читательских дневников для формирования читательской компетенции и недостаточность их использования во внеурочной деятельности.
Целью данной работы является – подчеркнуть роль читательских дневников в формировании читательской компетенции младших школьников.
Задачи исследования:
- дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника;
- рассмотреть сущность понятия литературной компетенции младших школьников;
- раскрыть возможности неурочной литературной деятельности по формированию читательской компетенции младших школьников;
- описать историю возникновения и современное состояние литературного дневника;
- предложить систему заданий читательского дневника, направленной на формирование у младших школьников читательской компетенции.
Объект исследования – читательская компетенция.
Предмет – формирование читательской компетенции у младших школьников средствами читательского дневника.
Гипотеза исследования – формирование читательской компетенции у младших школьников будет более успешным, если активно будут использоваться читательские дневники.
Практическая значимость исследования: предложенная в работе система заданий читательского дневника будет полезна при формировании у младших школьников читательской компетенции.
Методы исследования: метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 234 с. – Текст: непосредственный.
2. Бодина, Е.А. Педагогические ситуации: метод. пособие / Е.А. Бодина, К.В. Ащеулова. – Москва: Шк. Пресса, 2017. – 198 с. – Текст: непосредственный.
3. Видинеев, Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н.В. Видинеев. – Москва: Мысль, 1999. – 256 с. – Текст: непосредственный.
4. Воробьева, О.Г. Проблема развития логической памяти у младших школьников в условиях современного обучения / О.Г. Воробьева // Материалы 38-й науч.-практич. КГПУ (12–13 апр. 1998 г.) / под ред. Е.В. Опеваловой. – Комсомольск-на-Амуре, 1999. – С. 20 - 23. – Текст: непосредственный.
5. Галактионова, Т.Г. Формирование и развитие читательской компетенции / Т.Г. Галактионова. – URL: www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842 (дата обращения: 02.03.2023). – Текст:электронный.
6. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / И.З. Гликман. – Москва: Шк. технологии, 2018. – 176 с. – Текст: непосредственный.
7. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – Москва: Школа-Пресс, 2017. – 236 с. – Текст: непосредственный.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2018. – 223 с. – Текст: непосредственный.
9. Гришкина, А.А. Внеклассная работа как органическая часть системы обучения. – Текст: непосредственный // Вестн. школы. – 2009. – № 3. – С. 14 - 16.
10. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола). – Текст: непосредственный // Вопр. философии. – 1996. – № 2. – С. 18-21.
11. Жуйкова, Н.С. Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения / Н.С. Жуйкова, А.В. Чебыкина. – Текст: непосредственный // Вестн. Шадринск. гос. пед. ун-та. – 2020. – № 2. – С. 68-75.
12. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2 / Я.А. Коменский. – Москва: Педагогика, 1982. – 576 с. – Текст: непосредственный.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 2017. – 356 с. – Текст: непосредственный.
14. Ложкина, Н.М. Понятие «читательская компетенция» в зарубежной и отечественной литературе / Н.М. Ложкина. – URL: www.tsutmb.ru/master-klassyi-po-soczialno-gumaniratnyimznaniyam (дата обращения: 04.03.2023). – Текст: электронный.
15. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение, 2013. – 474 с. – Текст: непосредственный.
16. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Т.Б. Никитин – Москва: АСТ-ПРЕСС книга, 2017. – 320 с. – Текст: непосредственный.
17. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова. – Москва: МЦБС, 2012. – 96 с. – Текст: непосредственный.
18. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – Москва, 2019. – 88 с. – Текст: непосредственный.
19. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.М. Пашкова. – Текст: непосредственный // Начальная шк. – 2015. – №11. – С.44 – 46.
20. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – Москва, 2010. – 244 с. – Текст: непосредственный.
21. Русова, Н.Ю. Внедрение общенаучной методологической парадигмы в практику литературного образования / Н.Ю. Русова. – Текст: непосредственный // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. – Москва, 2015. – С. 64 - 67.
22. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская. – Текст: непосредственный // Начальная шк. – 2003. – №1. – С. 14 - 17.
23. Сметанникова, Н.Н. Как разорвать замкнутый круг / Н.Н. Сметанникова // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения. – Москва, 2007. – С. 53 -56. – Текст: непосредственный.
24. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с. – Текст: непосредственный.
25. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – Москва: Академия, 2018. – 432 c. – Текст: непосредственный.
26. Ульянова, И.А. Проблемы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности / И.А. Ульянова. – Текст: непосредственный // Вестн. Вятск. гос. гуманитар. ун-та. – 2009. – № 9. – Т. – С. 55 - 57.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2021. – 31 с. – Текст: непосредственный.
28. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – Москва: Юрайт, 2014. – 200 с. – Текст: непосредственный.
29. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. Хуторский. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 43 – 46.
30. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Вопр. психологии. – 1999. – № 6. – С. 3 – 4.
31. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Вопр. психологии. – 2002. – №5. – С. 15-21.
32. Чабанова, Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы / Т.А. Чабанова. – Текст: непосредственный // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения. – Москва, 2007. – С. 78 – 82.
33. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2014. – 384 с. – Текст: непосредственный.