Фрагмент для ознакомления
1
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ
1.1 Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: характеристика, классификация, особенности
1.2 Особенности развития ребенка с ОВЗ в условиях системы дополнительного образования
1.3 Основные формы взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями воспитанников с ОВЗ
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Разработка плана взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями воспитанников с ОВЗ
2.2 Изучение удовлетворенности родителей формами взаимодействия с педагогами дополнительного образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Основными приоритетными направлениями в образовании является индивидуализация процесса обучения и реализация системно-деятельностного подхода. Данная тенденция получила развитие и в системе дополнительного образования, которая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как система создания условий для развития саморазвивающейся личности, четко понимающей свои возможности и перспективы своего развития.
В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % - с недостатками интеллекта).
Особое значение в развитии ребенка с ОВЗ имеет вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья...».
Учитывая перспективные тенденции развития науки, общества, образовательных технологий, особенностей современного детства, где семья выступает одним из первых институтов социализации растущего человека, необходимо понимать значимость организации работы с семьей в системе дополнительного образования.
Опыт показывает, что в отличие от общеобразовательных организаций, учреждения дополнительного образования имеют возможность более гибко выстраивать образовательный процесс, прежде всего ориентируясь при этом на конкретные запросы родителей, выстраивая индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом его особенностей.
Вопросы взаимодействия семьи и образовательного учреждения всегда были в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и образовательных учреждений с целью воспитания детей указывают многие исследователи: А.К. Бруднов, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, Т. П. Гаврилова, Л.Н. Буйлова и др.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в современных организациях дополнительного образования, были выявлены следующие противоречия:
– между необходимостью организации системы взаимодействия семьи и учреждениями дополнительного образования, и недостаточной определенностью, и разработанностью форм взаимодействия;
– возможностями семьи в воспитании детей и недостаточной работой учреждения дополнительного образования по реализации потенциала семьи в воспитании детей.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в определении эффективных форм взаимодействия родителей воспитанников с ОВЗ и педагога дополнительного образования. В этой связи, возникает необходимость поиска эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников и их психолого-педагогическое просвещение.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение характеристики, классификации, особенностей детей с ОВЗ.
2. Изучение особенностей развития ребенка с ОВЗ в условиях системы дополнительного образования
3. Анализ форм взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями воспитанников с ОВЗ
4. Разработка плана взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями воспитанников с ОВЗ
5. Изучение удовлетворенности родителей формами взаимодействия с педагогами дополнительного образования
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997. — №9.-С.7
2. Борисова Г.И. Методические рекомендации: Особенности учебновоспитательного процесса с детьми с ОВЗ в рамках работы учреждения дополнительного образования https://multiurok.ru/files/mietodichieskiieriekomiendatsii-osobiennosti-uchi.html
3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию //Внешкольник. — 1996.- № 31.- с.2
4. Буйлова Л.Н. Работа с детьми с ОВЗ согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - http://prodod.moscow/archives/13596
5. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие . —— Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
6. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная4 сентября 2014 года за №1726-р[Электронный ресурс] — URL: // https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
8. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: книга для родителей / А. Р. Маллер. — Москва: Педагогика-пресс, 1996 — 80 с.
9. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.
10. Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации)
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский Василий Александрович. — 5-е изд. — Киев: Радянська школа, 1974. — 287с
12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ