Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО
1.1. Развитие младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО: понятие, сущность, особенности
1.2. Особенности использования различных средств развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО
Выводы по первой главе
Глава 2. Педагогическое исследование развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО
2.1. Анализ современного опыта развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО
2.2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
ХХI век – это время перемен. Сейчас востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Известно, что развитие личности, развитие способности к творчеству начинается с раннего детства. Большую роль в этом может сыграть художественное воспитание и творческое развитие младших школьников средствами изобразительного искусства. Благодаря расширению небольшого количества уроков за счет внеклассных мероприятий, таких как кружковая работа, регулярные экскурсии на выставки и в музеи, проведение выставок творческих работ учеников, можно достичь необходимого уровня чувственно-эмоционального развития детей, развития их ассоциативно-образного мышления, способности ценить национальную самобытность и культурное наследие своего народа. творческой раскрепощенности в практической деятельности.
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что сочетание школьных уроков изобразительного искусства с работой в кружках, с внеурочной работой действительно позволяет положительно влиять на моральное и эстетическое развитие ребенка.
Жизнь в современном мире характеризуется постоянными техническими открытиями, высококачественными изобретениями и производством инновационных продуктов. Именно творческие люди являются создателями и преобразователями современной жизни. Постоянные социально – экономические изменения, которые происходят в обществе, выдвигают задачу воспитания творческих и креативных людей, которые способные к нестандартному и эффективному мышлению в различных ситуациях.
Среди множества задач современного образования, одной из ключевых является создание условий для творческого развития ребенка.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на освоение способов решения проблем творческого н поискового характера.
Именно поэтому «необходимо создавать в образовательном процессе условия для формирования н развития у учащихся приемов мыслительной деятельности, необходимых для самостоятельного управления процессом решения творческих задач; применения знаний в новых необычных ситуациях». В связи с этим приобретает особое значение развитие мышления школьников как «главного механизма, обеспечивающего человеку возможность обнаружения нового, ранее неизвестного».
Если изучению творческих способностей младших школьников в учебной деятельности посвящено немало исследований, работ, где бы была представлена организация и реализация внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, крайне мало, поэтому была выбрана тема «Средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО».
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, и до сих пор актуальна. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель - изучить средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО;
• Выявить особенности использования различных средств развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО;
• Проанализировать современный опыт развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО;
• Составить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО.
Объект исследования - процесс развития младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования - формы организации внеурочной деятельности по ИЗО.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бруднев, Н.А. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы / Н.А. Бруднев // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 2–6
2. Ваганова В.В., Савельева Е.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях преподавания изобразительного искусства // В сборнике: ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы VIII Международной научной конференции . 2021. С. 21-25.
3. Васильева Д.Н. Организация образовательных интерактивных зон в условиях художественного образования: Учебное пособие – Саратов, 2016
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга. [Текст] / А.Ф. Воловик. – М., 2008.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997
6. Дейч Б.А. Молодежь и молодежная политика: актуальные направления // Социология молодежного движения в условиях глобализации: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 ноября 2013 г.) / Ред. В.С. Пель, Д.В. Чернов, Б.А. Дейч. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. – С. 22–29
7. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01. – М., 2018
8. Кобзева Е.Б. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству и краеведение // В сборнике: Костромское краеведение: опыт работы и перспективы развития. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 162-164.
9. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991
10. Медкова А.Л. Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и в рамках внеурочной деятельности // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1718-1721.
11. Миляева Л.И. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебно-методическое пособие : для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / Л. М. Миляева. - Москва : Кнорус, 2016
12. Овчаренко В. А., Фролова Т. Л. О развитии творческих способностей ребёнка // Сервис в России и за рубежом. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-rebyonka
13. Пурик Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства: Монография. − Челябинск: ЧГПУ, 2001.
14. Раздрогова О.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника "Родное слово". 2019. С. 663-667.
15. Сажина С.Я. Метод проектов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности // В сборнике: Социально-экономическое и культурное развитие России. Материалы VII научно-практической конференции. отв. ред. Т.Ю. Березина. 2013. С. 100-105.
16. Сафиуллина А.Р. Способы построения работы с обучающимися по внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам LXIV студенческой международной научно-практической конференции.. 2018. С. 141-145.
17. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Искусство. [Текст] / Москва: Просвещение, 2010
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во просвещения и науки Рос. Федерации. – М. – 2011
19. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2. изд., доп. и перераб. - СПб. [и др.] : Питер, 2002.
20. Хрипунова Е.А. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2018. № 1. С. 164-168.
21. Цукерман Г.А. Оценка без отметки [Текст] / Г.А. Цукерман. – М., 1999