Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Проблема подготовки дошколь-ников к школе рассматривается во многих работах педагогов и психологов. Долгое время в научных кругах считалось, что фактором готовности ре-бенка является степень его умственного развития. При этом Л.С. Выгот-ский сформулировал идею о том, что готовность к школьному образова-нию заключается не столько в количестве идей, сколько в уровне развития познавательных процессов. Многие авторы продолжают придерживаться этой концепции и сегодня.
Психологическая подготовка ребенка к школе - важный этап в воспи-тании и обучении дошкольника в детском саду. Педагог-психолог может помочь ему в этом, разработав образовательные мероприятия. Следующие показатели могут быть использованы в качестве критериев готовности ре-бенка к школе:
1) мотивация к обучению;
2) развитие произвольности;
3) развитие пространственных представлений и мышления;
4) развитие когнитивных функций;
5) способность мыслить творчески;
6) проявление независимости.
С точки зрения практического вида актуальности важной задачей яв-ляется формирование образовательной и познавательной мотивации (жела-ния учиться, заинтересованности в приобретении знаний) и позитивного эмоционального отношения к школе и учебе в целом. Гораздо важнее и нужнее, чтобы у ребенка была «психологическая основа», на которой фор-мируются навыки чтения, письма и счета, и без которой развитие этих навыков будет неполным. Составляющие этой «основы», которую Д.Б. Эльконин назвал «психологическими предпосылками для овладения учеб-ной деятельностью» следующие навыки:
- выполнять анализ и синтез звука;
- анализ и копирование образцов;
- понимать и правильно выполнять задания в соответствии с устными инструкциями взрослого;
- подчинять свою деятельность определенной системе правил и кон-тролировать себя.
Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой мо-торики, координации рук и глаз; развитие умственной деятельности ребен-ка, нагрузка на которую значительно возрастет с началом школьных заня-тий.
Психологическая готовность к школе - это психологическое условие овладения учебной деятельностью, сформированное в рамках ведущей де-ятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре. Любая пси-хическая функция формируется и трансформируется в процессе взаимо-действия ребенка и взрослого, поэтому задача психолога состоит в том, чтобы подготовить ребенка к школе через следующую зону развития в рамках ведущей игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования подтверждается детальным рассмотрением вопросов, касающихся готовности детей к школе, понятия готовности, рассмотрена методология изучения уровней подготовки детей к школе, а также разработана комплексная программа повышения уровня подготовки детей к школьному процессу.
Практическая актуальность данной работы заключается в возможно-сти улучшить подготовку детей к школьному обучение посредством изу-чения мотивации детей, выявления степени их психологической и интел-лектуальной готовности, а также с помощью разработанной комплексной программы повышения уровня подготовки детей к школе.
Актуальность и социальная значимость настоящего проекта доказы-ваются тем, что проблемы, на решение которых направлен проект (изуче-ние готовности детей к школе, необходимость разработки и применения программ по повышению уровня подготовки дошкольников к школьному обучению) детально раскрыты, их описание аргументировано и подкрепле-но конкретными количественными и качественными показателями как в теоретической, так и в практической части исследования).
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, вы-делить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и си-стематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить благоприятные условия для под-готовки педагогом-психологом ребенка к школьной жизни.
Объектом исследования является процесс подготовки дошкольника к школе.
Предметом исследования являются основы, принципы и приемы для подготовки ребенка к школе, а также методы, позволяющие установить уровень подготовки ребенка.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для формирования высокой готов-ности ребенка к школе, в том числе посредством выявления и коррекции мотивации ребенка к обучению.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и виды готовности детей к школе;
- изучить методологию проектирования развивающих мероприятий по подготовке детей к обучению в школе в практике работы педагога-психолога;
- рассмотреть методики диагностики и выборку экспериментального исследования по определению готовности детей к обучению в школе;
- проанализировать результаты экспериментальной работы, прове-денной с дошкольниками, с целью установления уровня их подготовки к школе;
- разработать комплексную программу развивающих мероприятий педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что:
1. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возрас-та, посещающих разные детские сады, которые практикуют при работе с детьми в части подготовки к школе разные программы, будет отличаться.
2. Применение комплексной программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям школы будет способствовать повыше-нию интеллектуального, мотивационного, волевого и поведенческого уровней психологической готовности к школе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006.
2. Агапова И. Ю. Подготовка детей к школе //Начальная школа. – 2014. – № 3.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]. - Ре-жим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st002.shtml.
4. Банков С.А. Тесты для детей: готовимся к школе - Сборник, М. -2019.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Хрестоматия. – СПб.: Питер. – 2008.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.
8. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003.
9. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016.
10. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокор-рекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). /И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. /А.Н. Гвоздев. - М., 2005.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. /Н.И. Гут-кина. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007.
13. Довгая Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоцио-нальное развитие дошкольника // Психолог в детском саду. – 2016. – № 4.
14. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учеб-ное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
15. Дубровина И. В., Зацепин В. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2005.
16. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015.
17. Ерохина Е. Л. Готовимся к школе: Книга для родителей буду-щих перво-классников. – М.: Олимп, 1999.
18. Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического обще-ния // Народное образование. – 2015. – № 5.
19. Капчеля Г. И., Лисина М. И. Общение со взрослыми и психоло-гическая подготовка детей к школе. – Калинин: Речь, 1987.
20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологи-ческая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
21. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1983.
22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотива-ции учения. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008.
23. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дя-дюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
24. Михайленко Н.О. Воспитатель детского сада // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4.
25. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная шко-ла До и После. - 2010. - № 4.
26. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет « Переем-ственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.
27. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошколь-ников к обучению в школе. - М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011.
28. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологиче-ской готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психо-логические науки». - 2012. - № 1.
29. Эльконин А. Л., Венгер Д. Б. Особенности психического разви-тия детей 6-7 летнего возраста.– М.: Владос, 2007.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Владос, 2010.