Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим фактором развития личности является общение. Умение общаться помогает человеку полно и качественно взаимодействовать с другими людьми. Потребность в общении, относится к числу основных потребностей человека. Человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, но прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в., так как с развитием научно-технического прогресса изменялись пути и способы общения. Так с появлением сети Интернет изменилось и понятие о процессе коммуникации. Он стал более простым, заметно упростились лексические средства языка, используемые в общении. Однако, интернет — общение не стало основным. Традиционное общение в обществе более ценится. Сеть Интернет чаще выступает средством для общения, дополняет его и делает более доступным.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.
В основе процесса обучения и воспитания лежит общение. Через общение учитель организует деятельность обучающихся, дает оценку их достижений, контролирует соблюдение норм и правил поведения в обществе, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Учитывая выделенные особенности деятельности педагога, можно сказать, что педагогическое общение – это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержание, методы и средства которого способствуют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия.
Педагог является наставником для своих обучающихся. Поэтому, основным средством обучения в массовой школе является речь учителя. Грамматически правильное, осознанное, наполненное средствами выразительности речевое высказывание является главным атрибутом успешного педагога, не только при проведении урочных и внеурочных занятий, а также при общении с родителями обучающихся. Поэтому овладение знаниями, связанными с процессом общения, составляют одно из важнейших аспектов профессиональной подготовки педагога.
Степень разработанности проблемы
Проблемами социальных коммуникаций и коммуникативной компетентности занимались учёные и исследователи М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова и др. Учёные признают, что чем выше у субъекта показатели сформированности коммуникативной компетентности, тем легче ему адаптироваться в новой обстановке и успешней осуществлять взаимодействие с окружающими. Педагог и воспитанник сегодня должны уметь коммуницировать в субъект – субъектных отношениях. Чтобы установились субъект - субъектные отношения между педагогами и воспитанниками, необходимо владеть соответствующими средствами коммуникации.
Для педагога особенно важны знания, умения и навыки профессиональной коммуникации в процессе общения с различными субъектами. В перечень профессионально значимых качеств работника входит категория коммуникативной компетентности и готовность к продуктивному общению. Проблемы межличностного взаимодействия и культуры общения изучали М.Ф. Анкваб, С. В. Майборода, С.В. Чусовлянова, Р.М. Фатыхова и др.
Анализ исследований по теме позволил нам выявить ряд противоречий:
• между значимостью формирования коммуникативной компетенции
педагогов и несформированностью педагогического мастерства в применении технологий повышения коммуникативной компетенции;
• между разнообразием форм и методов повышения коммуникативной компетенции у педагога и выбором наиболее оптимальных и эффективных из них для развития личности педагога;
• между достаточной теоретической разработанностью данной проблемы и отсутствием практических технологий повышения коммуникативной компетенции педагога.
Актуальность исследования и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: какова совокупность педагогических условий обеспечивающих применение технологий повышения коммуникативной компетенции педагога в современном образовательном процессе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Специальная литература
1. Андреев, Г.Ю. Образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении [Текст] / Г.Ю. Андреев, С.Е. Обухова, Н.В. Цветкова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. – Киров, 2013. – 358 с.
2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
3. Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов.- М. : Воен. ун-т МО РФ. - 2006.- 28с.
4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса [Текст] / И.А. Зимняя. - // Воспитать человека. - под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - Москва: Вентана-Графф, 2003.-384 с.
5. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 с.
6. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2002. - 544с.
7. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.- 264 с.
8. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки [Текст] / Н.Н. Михайлова. - Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос. - 2002. - 208 с.
9. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания [Текст] / A.B. Мудрик. - Учебное пособие. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
10. Михайлова, Е.С. коммуникативная компетентность. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2007.- 266 с.
11. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
13. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер. – 2014 г.- 607 с.
14. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.
Учебные пособия
15. Андреева, Г.М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г. М. Андреева.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс. - 2000. 288 с.
Периодические издания
16. Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды [Текст] / М.М. Аниденкова // Гуманитарные научные исследования. – 2013 - No 7. – С.25-34.
17. Бабурова, И.В. Аксиологические основания воспитания школьников: выбор стратегии [Текст] // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы международной научно- практической конференции. - Смоленск: СГПУ. - 2004. - ч. 1. - С. 93-97
18. Витвицкая, JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст]. / JI.A. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - Москва. - 2009. - №6. - с.55 – 58
19. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.:, 2005. – 58-64 с.
20. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. - 1995. - №2. - С. 17-19.
21. Кудинова, И.Б коммуникативная компетенция как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ.- 2005.- No4.- С. 132-142.
22. Клепцова, Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника [Текст] / Е.Д. Клепцова // Начальная школа. – 2007. – No4. – С. 3-8.
Электронные ресурсы
23. Воспитатель и воспитанник - система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками [Электронный ресурс] / https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-7808 (дата обращения: 16.03.2023).
24. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- No 11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 16.03.2023).
25. Доверительное отношение между учителем и учеником в педагогическом процессе [Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/01/31/doveritelnoe-otnoshenie-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom (дата обращения: 16.03.2023).
26. Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 16.03.2023).
27. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 16.03.2023).
28. Хохлова, Е. В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 16.03.2023).