Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире внимание актуализируется на умениях и навыках полноценного речевого развития ребенка, что является неотъемлемым условием его успешного обучения в школе и последующей социализации.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Из этого следует, что отсутствие своевременной коррекции трудностей в звукопроизношении, приводит к формированию вторичных дефектов – социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
Обычные коррекционные занятия для детей малоэффективны и не вызывают большой заинтересованности, поэтому становится очевидным, что нужно искать различные пути и методы которые будут способствовать более качественному усвоению знаний.
Изучением соотношений развития речи и формированием произношения детей дошкольного возраста занимались очень многие учёные педагоги: Ступак Л.А., Новикова О.О., Власова Т.М., Пфафенродт А.Н., Огородова И.С., Кольцова М.М.
В статье Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. и Цвынтарного В.В. делается акцент на то, что именно от пальцев рук идёт импульс, под влиянием которого происходит формирование речи [11].
Огромный вклад в развитие данного направления внёс Н. Бернштейн, психолог и физиолог советских времён, который заложил основу изучению направления физиология активности. Это позволило дать толчок развитию биомеханики движений человека и теорию управления движениями.
Таким образом, прослеживается связь между развитием звукопроизношения, что обосновывает использование фонетической ритмики на занятиях, которые представляют собой комплекс двигательных упражнений, сочетающихся с произнесением определённого речевого материала, что побуждает изучение темы «Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения с применением фонетической ритмики».
Цель исследования: обоснование особенностей логопедической работы по коррекции нарушения звукопроизношения с применением фонетической ритмики.
Объект: процесс коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Предмет: особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения с применением фонетической ритмики.
Задачи исследования:
1.Опиать развитие звукопроизносительной стороны речи в отногенезе;
2. Раскрыть возможности применения фонетической ритмики в работе логопеда.
3. Проанализировать диагностические методики по выявлению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
4. Систематизировать упражнения по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с применением фонетической ритмики.
Методы исследования: теоретические методы (изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ методик выявления нарушений звукопроизношений у детей дошкольного возраста).
Теоретико - методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 1 приложения. Библиографический список включает 30 наименований источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.
4. Власова Т.Н, Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика / Т.Н. Власова, А.Н. Пфафенродт - . М.: Просвещение, 1989. – 180 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – 244-268 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
7. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. Беседы психолога. Книга для учителей и родителей / Жутикова Н. В. - М.: Просвещение, 2000. – 220 с.
8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 - 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб, 2012. - 124 с.
9. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. - СПб., 2010. - 98 с.
10. Лалаева Р. И. Логопатопсихология [Текст]: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с. 11.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2011.-191с.
12. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. - СПб.: Изд-во НОУ «Союз», 2012. - 151с.
13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
14. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1998. – 115 с.
15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
16. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2010. - 266 с.
17. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Р.И. Мартынова. - М.: Просвещение, 2010. - 345 с.
18. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
19. Нищева Н.В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: «Детство - пресс», 2011. - 94 с.
20. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.
21. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи / В.И.Рождественская, ЕА. Радина. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
22. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина - М.: АРКТИ, 2012. - 104 с.
23. Скорцов И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии [Текст] / И. А. Скорцов, Н. А. Ермоленко. – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 368 с.
24. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 2012. - 412с.
25. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия / Т.А. Ткаченко. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
26. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: 2011. - 240 с.
27. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: 2011. - 288 с.
28. Филичева, Т. Б. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 232 с.
29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии/ М.Ф. Фомичева. - М. Просвещение, 2010. - 239 с.
30. Эльконин Д.Б., Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР, 1958 – 84с.