Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Поэтому приоритетной целью современного школьного образования становится формирование умения учиться. Сейчас учащийся сам должен уметь добывать знания и использовать их на практике, применять в любой жизненной ситуации Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Несмотря на достаточное количество работ по исследуемой проблеме в практике начальной школы недостаточно эффективно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учащихся, в этом заключается противоречие исследования.
Проблема исследования: какими возможностями обладают дидактические игры для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Познавательные УУД, на наш взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Поэтому познавательные универсальные учебные действия, для успешного обучения, должны быть сформированы уже в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы.
Цель: изучить возможности дидактических игр на уроках окружающего мира для развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования познавательных УУД у младших школьников.
2. Проанализировать дидактические игры, используемые в изучении курса окружающего мира в начальной школе.
3. Разработать систему игр, направленных на формирование познавательных УУД.
Объект: формирование познавательных универсальных учебных действий.
Предмет: дидактические игры как средство развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1 (5). – С. 104–110
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Авт.-сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Богомолова Е.В. Методология непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики к комплексному использованию личностно ориентированного и синергетического подходов : автореф. дис. … д-ра пед. наук (13.00.08) / Богомолова Елена Владимировна. – Томск, 2011. – с. 20
4. Бойко, Н. А. Педагогические условия формирования познавательных логических УУД у учащихся начальных классов на уроках "Окружающий мир" / Н. А. Бойко // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : Сборник научных статей и докладов XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию высшего образования и 110-летию педагогического образования на Дальнем Востоке, Уссурийск, 20 декабря 2019 года / Составитель Е.В. Глухих. Том Часть I. – Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 120-124.
5. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2005.
6. Василий Александрович Сухомлинский и его педагогическое наследие. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019
7. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития: метод. пос. для педагогов начальной и средней школы / Т. П. Войтенко. – Калуга: Адель, 2008. – с. 217
8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991
9. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. – № 3/4. – С. 14–19
10. Дмитриева, Ю. А. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности на уроках окружающего мира у младших школьников / Ю. А. Дмитриева // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года : материалы научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2019 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. – С. 100-103.
11. Захарова, Н. А. Cистемно-деятельностный подход в формировании УУД младших школьников на уроках окружающего мира / Н. А. Захарова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 18 ноября 2019 года. Том Выпуск 11. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 117-123.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под общ. ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – с. 27
13. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 - 11.
14. Каримова, Г. Р. Проектная работа учеников начальной школы как средство формирования познавательных УУД на уроке окружающего мира / Г. Р. Каримова // . – 2019. – № 4-3. – С. 82-84.
15. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности СПб: "Изд. П-2", 2006
16. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н Леонтьев. – М.: Смысл, 2009
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. : Рус. яз, 1986. – с. 135
18. Петерсон, Л.Г. "Мир деятельности": программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. М.: УМК "Школа 2000", 2009. 124 с.
19. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в пространстве начальной школы : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрова Ирина Вадимовна. – К., 2016. – с. 50
20. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. /Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2013.
21. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. /Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2013.
22. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1 [Текст] /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2013
23. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс: тесты [Текст] /А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. – М.: Просвещение, 2017
24. Плешаков, А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2017. 61 с.
25. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий мир. 1-4 классы» / сост. Г.С.Грабовая Г.С., Н.Н.Седова, Е.Н.Полищук, О.В.Калафат. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019
26. Сапронова О.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий подростка : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Оксана Николаевна Сапронова. – Омск, 2017. – с. 30
27. Слепович Е. С. Игровая деятельность младших школьников / Е. С. Слепович. – М.: Педагогика, 2001
28. Степанова О. А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. // Начальная школа плюс до и после, 2003, №8. – с. 37-38
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
30. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Управление начальной школой. 2008. – № 11. – С. 46 – 49.
31. Цветаева, Н. В. Формирование личностных УУД младших школьников посредством применения ТРИЗ-технологий на уроках окружающего мира / Н. В. Цветаева, Ю. С. Чикунова // . – 2021. – № 1-8(69). – С. 110-114.
32. Чуланова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталия Анатольевна Чуланова. – 2017. – с. 21
33. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учебник для вузов / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971.
34. Ярмоленко, Н. С. Формирование личностных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. С. Ярмоленко, Т. А. Шепида // Лучшая студенческая статья 2019 : сборник статей XXV Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч., Пенза, 25 ноября 2019 года. Том Часть 2. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 222-225.