Фрагмент для ознакомления
2
Цели образовательных стандартов, как правило, задают потребности социума и государства. Сегодня главной целью образования является формирование социально и профессионально компетентной личности, которая ответственная, творческая, легко адаптируется под постоянно изменяющиеся реалии постоянно меняющегося мира. Новой общественной концепцией и мировоззрением обусловлены новые требования к школе.
Востребованность специалиста на рынке труда и его конкурентоспособность преимущественно обусловлены грамотной речью, умением успешно коммуницировать, знанием приемов речевого воздействия, убеждения. С учетом этого, образовательные учреждения должны обеспечить глубокими знаниями о языке. Формирование результативной личности реализуется при помощи овладения школьниками разнообразных видов деятельности и получением опыта в течение работы, которая реализуется на уроке, ввиду чего методы обучения, рекомендованные разработчиками новых стандартов, являются подспорьем для педагогического коллектива. Современные уроки, построенные с учетом ФГОС [1], имеют следующие черты: интерес к обучению со стороны обучающихся, мотивация к учебной деятельности и наличие на уроках условий, способствующих развитию творческих способностей. В том числе, развитию творческого мышления способствуют уроки русского языка.
Русский язык – учебная дисциплина, которая обладает высокой познавательной ценностью, это обусловлено тем, что в рамках занятий развивается и совершенствуется мыслительная деятельность, прививается любовь и уважение к родному языку, культуре, посредством языка постигаются общечеловеческие ценности, формируется личность, реализуется интеллектуальное развитие школьника, усвоение содержания других учебных предметов. В рамках образовательного процесса учителя, чтобы успешно реализовать образовательные цели, применяют на практике различные методы, в результате которых на уроке происходит процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, обусловленных содержанием обучения. Отметим, что традиционные методы обучения не всегда способствуют успешному усвоению материала всеми школьниками, возникает необходимость в нестандартной форме урока. Нетрадиционные формы и методы обучения позволят делают уроки увлекательными, позволяют учитывать индивидуальности школьников, активизировать познавательную активность, найти в содержании изучаемого материала резервы времени, улучшить процесс сотрудничества учителя и ученика.
Методистами выделяются следующие виды нетрадиционных методов конструирования урока: 1) уроки, строящиеся в форме игры или состязания: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический футбол), КВН, деловая игра, кроссворд, викторина и др.; 2) реконструктивные уроки (сюжетно–ролевые); 3) уроки, схожие с публичными формами коммуникации: пресс–конференция, аукцион, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог; 4) интегрированные уроки; 5) уроки, которые основаны на умении фантазировать: урок–сказка или лингвистические сказки, о которых и пойдёт речь далее.
С давних времен сказка имела важное значение в жизни подрастающего поколения, именно благодаря сказочным сюжетам ребёнок получает начальные представления о пространстве и времени, о взаимосвязи человека с природой, с вещественным миром, а этот жанр способствовал осмыслению главных нравственных понятий. С целью оживления подачи теоретического материала, на уроках русского языка учителя предпочитают применять метод лингвистической сказки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos–ooo/ (дата обращения 17.03.2023)
2. Анненкова, М. А. Лингвистическая сказка как один из методов работы на уроках русского языка / М. А. Анненкова. –Текст : непосредственный // Молодой ученый. –2022. –№ 5 (400). –С. 363–365. –URL: https://moluch.ru/archive/400/88499/ (дата обращения: 14.03.2023).
3. Аржанцева Т. В., Гончарова Ю. Использование лингвистических сказок на уроках русского языка как эффективный прием формирования познавательной мотивации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie–lingvisticheskih–skazok–na–urokah–russkogo–yazyka–kak–effektivnyy–priem–formirovaniya–poznavatelnoy–motivatsii (дата обращения 14.03.23)
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. – Спб. : 2009. – 398 с.
5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
6. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография/А.А. Вербицкий. –М.:
7. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы. Брянск, 2008. С.15.
8. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.– М.: Просвещение, 1999. –75 с.
9. Давыдов В. В. Концепция гуманизации начального образования. «Народное образование». – Москва, Педагогика, 1994. –123 с.
10. Зинкевич–Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
11. Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7–8 кл. – М., Просвещение, 1984. – 145 с.
12. Погодин Р. О законах жанра сказки // Детская литература – М., 1993 – №2. – 78 с.
13. Проблемы речевого и лингвистического образования в школе [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 марта 2007 г. сост. и общ. ред. И.С. Чудиновой ; Урал.гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2007. – 89 с.
14. Родари, Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. –М.: Прогресс, 1978. –С. 69–71.
15. Розенталь Д. Э. Словарь –справочник лингвистических терминов: пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1985. 206 с.
16. Рыбникова, М. А. Постановка творческих работ. (Русский язык в советской школе.) –1930. –№ 1. –С. 98–111.
17. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. –Благовещенск, 1984. –С. 11.
18. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку» – М., 1995 г. –– 198 с.
19. .Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка // Русский язык в школе – М., 1994 г. № 4 – С. 34 –35.
20. Тяжелкова Л.Н. Развитие творчества детей на уроках русского языка // Развитие творчества учащихся. (На правах рукописи). Новокузнецк, 2002 г. – 90 с.
21. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день –М., 1995 г. – 112 с.
22. Статья «Что такое лингвистическая сказка». [Электронный ресурс]. URL: https://completerepair.ru/chto–takoe–lingvisticheskaya–skazka (дата обращения 14.01.2022)