Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе основой цивилизационного развития является здоровый и духовно развитый человек. Основным ресурсом в этом подходе являются дети и подростки, которые составляют около 20% населения нашей страны. При этом необходимо отметить, что в России на современном этапе все ярче проявляется несоответствие между неуклонно увеличивающимися требованиями семьи и общества к развитию личности, обладающей высоким интеллектуально-познавательным, физическим потенциалом и достаточно невысоким уровнем состояния здоровья людей. Еще одно несоответствие отмечается между такими факторами как необходимость здорового образа жизни и неподготовленность педагогов к проведению здоровьеформирующих и здоровьесберегающих (по развитию культуры здоровья) мероприятий.
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что в настоящее время президент Российской Федерации совместно с правительством уделяет большое внимание вопросам охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни. Особое внимание власти уделяют детям и подросткам.
Причины беспокойства государства понятны, по данным Минздравсоцразвития РФ, доля здоровых детей к 2021 году снизилась до 34%, а хроническую патологию сегодня имеют около 5 млн. человек.
В то же время отмечается рост заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 42,5%, а у подростков в возрасте от 15 до 17 лет – на 64%. Среди обучающихся образовательных учреждений почти две трети имеют различные функциональные нарушения.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности является формирование у школьников ценностного и ответственного отношения к здоровью и приоритета здорового образа жизни, что отражено в «профессиональном стандарте педагога».
В стране наблюдается рост заболеваемости школьников, в том числе из-за искаженного и фрагментарного понимания основных элементов понятия «здоровый образ жизни» со стороны учащихся. Значительная часть обучающихся считает, что здоровый образ жизни связан только со спортом и отсутствием вредных привычек. В результате такого поверхностного восприятия школьники не имеют серьезного отношения к своему здоровью и образу жизни.
Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, разнообразная по способам деятельности, интересная школьная жизнь, внеурочная деятельность.
В целях укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни проводятся различные мероприятия: тренинги, беседы с учащимися, экскурсии, спортивные субботы, Дни здоровья, поезд здоровья, «весёлые старты», конкурсы, соревнования, работает спортивная площадка, акции и месячники, утренняя гимнастика, подвижные перемены, мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, индивидуальные работы с семьей и т.д.
Цель исследования: изучить формы внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие здоровья и его состояние у современных школьников;
• Выявить формы и методы работы по формированию здорового образа жизни у школьников;
• Проанализировать формы внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Объект исследования: внеурочный образовательный процесс, направленный на формирование здоровья обучающихся.
Предмет исследования: формы организации внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения вопросов формирования здорового образа жизни
1.1. Понятие здоровья и его состояние у современных школьников
Обсуждение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у школьников целесообразно начать с выявления сущности таких базовых понятий, как «здоровье», «ценность», «ценностное отношение». На сегодняшний день существует более сотни различных определений понятия «здоровье».
Теоретическое изучение проблемы здоровья, как физического, так и психологического, мы можем начать с термина, который чаще всего используется при обращении к словарям. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», – это определение находится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который подписан 22 июля 1946 г. представителями из 61 страны и вступил в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не изменялось. Данное определение интересно тем, что объединяет в себе три важных составляющих здоровья.
В исследовании П.И. Калью анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор выделяет шесть типов существенных элементов определения здоровья :
1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы 7 съезда валеологов. М., 2016
2. Баранов, A.A. Основные направления укрепления здоровья детей / А.А.Баранов // Магистр. – 2009. – № 3. – С. 24 – 29
3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: МГУ,1990.
4. Бурцев В.А. Инновационные технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта / В.А. Бурцев., Г.Л.Драндров., Е.В.Бурцева. // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013. – С. 81-84
5. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007
6. Бурцев В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А.Бурцев., Е.В. Бурцева., С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
7. Варфоломеева, Т.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни / Т.В. Варфаломеева, Н.С. Алпатова, Д.В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 20–29
8. Волчек, М. Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения: монография / М. Г. Волчек. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2006. - 222 с.
9. Воробьева Е. В., Попова Е. В. Развитие творческого потенциала у обучающихся начальной школы в процессе выполнения проекта «Полезное питание» // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования: сб. науч. тр. по матер. Всерос. науч.-метод. конф. / под ред. М. А. Ляшко. 2018. С. 133—135
10. Гаджиева Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников. М., 2016
11. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект: Социальная педагогика / М.Б. Западаева. М., 2014
12. Зинченко, В.П. Психологические основы здоровья / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2012
13. Казначеев, В.П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П. Казначеев. – М.: Кострома: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006. – с. 55
14. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. – М., 1988
15. Костюнина Е.А. Проблема организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. 2015. №21, С. 738
16. Кучма В.Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). М., 2016
17. Лизунова, Е. В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста / Е. В. Лизунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 1. – С. 30–34
18. Макаров Е.П., Макарова Т.Е. Роль Ассоциации детских садов в становлении дошкольного образования Великобритании в первой половине XX в. // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2020. Т. 10. № 3 (60).- С. 634-641
19. Мамитова, Г. А. Педагогические условия формирования индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии: монография / Г. А. Мамитова. - Карачаевск: Изд-во Ставропольск. гос. пед. ун-та, 2006. - 232 с.
20. Николаева, И. В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся: монография / И. В. Николаева. - Самара: Изд-во Самарск. гос. пед. ун-та, 2004. - 321 с.
21. Осолодкова, Е. В. Формирование готовности у студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающего обучения младших школьников: монография / Е. В. Осолодкова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2003. - 320 с.
22. Попова Е. В. Проектирование как метод формирования здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Здоровьесберегающие технологии во внеучебной деятельности участников образовательного процесса: сб. науч. ст. Саратов, 2015. С. 118—120.
23. Шкурин, А. И. Формирование личностных качеств школьников средствами физической культуры / А. И. Шкурин // Вестник Луганского государственного педагогического университета : сб. науч. тр. / гл. ред. Т. Т. Ротерс, вып. ред. Г. Г. Калинина; ред. сер. Н. А. Павлова. – Луганск : Книта, 2021. – № 4 (73)