Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире обеспечение экономической безопасности, то есть достижение устойчивого экономического состояния и последующего его развития, является одной из ведущих целей каждого государства. С увеличением количества и масштабности экономических преступлений данный вопрос предстает перед политическими деятелями все более остро. Однако стремление к достижению экономической безопасности в государстве раскрывает всю сложность и многогранность данной проблемы. Обеспечение стабильности и устойчивого экономического роста требует налаженности и четкой организации самых различных сфер деятельности государства. Так, одной из составляющих экономической безопасности является налоговая безопасность, определяющаяся таким состоянием экономики, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства [5, с. 118].
Тем не менее, налоговая система представляет собой не только финансовый ресурс. Она влияет на уровень экономической безопасности по трем направлениям:
- в качестве указанного выше финансового обеспечения расходов государства, формирования социально ориентированной бюджетной политики [2, с. 48] и решения проблемы несбалансированности бюджета [1, с. 109];
- как инструмент, позволяющий регулировать социальные процессы;
- как фактор зависимости государства от налогоплательщиков и регионов.
Таким образом, следует сказать, что налоговая система представляет собой одновременно ресурс и инструмент обеспечения экономической безопасности, а также фактор возникновения угроз [3].
В рамках данного исследования особое внимание уделено развитию налоговой системы с целью обеспечения экономической безопасности.
Объект исследования. Экономическая безопасность РФ
Предмет исследования. Влияние налоговой политики на экономическую безопасность государства
Цель исследования. Рассмотреть основы налоговой политики и ее влияние на экономическую безопасность государства.
Задачи исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
Рассмотреть основы правового регулирования экономической безопасности Российской Федерации в аспекте налоговой составляющей;
Выделить методы и показатели оценки влияния налоговой политики на экономическую безопасность государства;
Рассмотреть факторы влияния налоговой политики на экономическую безопасность Российской Федерации;
Определить оценку влияния налоговой политики на уровень экономической безопасности Российской Федерации ;
Осуществить анализ угроз экономической безопасности Российской Федерации с учетом влияния налоговой политики;
Проанализировать международный опыт по обеспечению экономической безопасности с учетом влияния налоговой политики;
Обозначить направления по противодействию негативным факторам влияния налоговой политики на экономическую безопасность Российской Федерации.
1 Теоретические и методические основы налоговой политики как элемента системы экономической безопасности государства
1.1 Налоговая политика в системе экономической безопасности государства
Устойчивое развитие и защищенность национальных интересов государства от гетерогенных дифференцированных угроз приоритеризуется и аккумулируется в такой категории, как «национальная безопасность государства», социально-экономический срез которой конкретизируется в категории «экономическая безопасность государства».
Определимся с понятием национальной безопасности и месте экономической безопасности в ее системе. Общепринятой дефиниции национальной безопасности нет, однако остановимся на принятом в российском правовом поле определении. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права и свободы граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальную целостность, устойчивое социально-экономическое развитие [Страт. НБ.]. Строительство национальной безопасности осуществляется на блоке подсистем, которые позволяют обеспечить реализацию целей безопасности государства: оборона страны, общественная безопасность, государственная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность и т.д. (рис.1).
Вариативность трактовок экономической безопасности в сжатом виде приведена в таблице 1, остановимся снова на законодательно установленном определении. Экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечивать экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [Стратегия ЭБ].
Таблица 1 – Теоретические подходы к содержанию понятия «экономическая безопасность»
Экономическая безопасность, имея точки соприкосновения с другими видами национальной безопасности, проявляясь в них и взаимодействуя с ними, одновременно является и зависимой от их проявлений и фундаментальной для функционирования всей системы национальной безопасности.
Между тем, как уже было указано, экономическая безопасность имеет уровневую структуру. Стабильному состоянию национальной безопасности страны отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие ее территорий [Стратегия нац. безопасности]. Следовательно, национальная безопасность взаимосвязана и, что важно, взаимодействует не только с экономической безопасностью на уровне государства, но и с экономической безопасностью на всех ступенях: макротерриториальной, региональной, на уровне предприятий, на уровне личности (рис. 1).
Рисунок 1 – Экономическая безопасность в системе национальной безопасности государства
Сущность уровневых срезов экономической безопасности во многом состоит в возможности и готовности развивать системообразующие характеристики при оптимальных затратах ресурсов, обеспечивая при этом противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.
Важно отметить, что экономическая безопасность Российской Федерации обеспечивается с помощью комплекса организационных, социально-экономических, правовых, политических и других мер, осуществляемых органами государственной власти всех уровней во взаимодействии с институтами гражданского общества. Иными словами, национальная безопасность поддерживается посредством проведения определенной государственной политики, экономическая составляющая которой, в свою очередь, строится на основе проведения:
инвестиционной политики;
инновационной политики;
внешнеэкономической политики;
продовольственной политики;
денежно-кредитной политики;
налоговой политики;
научно-технической политики и др. (рис. 2).
Рисунок 2 – Взаимодействие системы экономической политики государства с системой региональной экономической безопасности
Поскольку все элементы системы национальной безопасности воздействуют на все ее уровни, то можно сделать вывод о влиянии ее отдельных элементов на экономическую безопасность. Экономическая безопасность государства, будучи подсистемой национальной безопасности, охватывая производственную, финансовую социально-экономическую, внешнеэкономическую, продовольственную и иные сферы, находится под влиянием проводимой на федеральном уровне государственной экономической политики, в особенности – налоговой (рис. 2).
Величина налогов и целевое назначение налого
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности».
3. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 30.03.2018 г.).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СЗ РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2097.
5. Проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения : 30.03.2018 г.).
6. Балынин И. В. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 104-109
7. Балынин И. В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне// Финансы и кредит. 2015. № 30. C. 48-59
8. Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес-сообщества // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3
9. Воронцов Б.В. Налоговая безопасность государства и экономических систем // Проблемы современной экономики- 2016. - № 3 -34 с.
10. Дивина Л.Э. Налоговая составляющая экономической безопасности Российской Федерации// Российское предпринимательство. 2014. №8 (254) - с. 39-45.
11. Галкина, В.А., Качанова, Н.Н. Направления совершенствования налогового контроля в России для обеспечения его эффективности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155047/021.pdf.
12. Долженков А., Обухова Е. Минфин-Джекил и Минфин-Хайд // Эксперт. — 2016. — № 38, 22-28 августа. — С. 82–84.
13. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С.49.
14. Жарова Е.Н., Желтова М.Ф. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия// Молодой ученый. 2013. №6 - с. 336-339.
15. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. — 2012. — № 8 (206). — c. 172-178. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23482/.
16. Костюков А.Н., Маслов К.В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства// Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. №4 (45) -с. 117-121.
17. Комаров Д. Свердловская и Челябинская области вошли в топ-10 по количеству банкротств физлиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znak.com/2016-12-02/sverdlovskaya_i_chelyabinskaya_oblasti_voshli_v_top_10_po_kolichestvu_bankrotstv_fizlic.
18. Лыкова Л. Н. Налоговое бремя в Российской экономике: избыточное или недостаточное // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — № 3. — С. 4–11.
19. Лыкова Л. Н. Первые результаты «налогового маневра» и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации // Федерализм. — 2015. — № 4 — С. 55–64
20. Матвеев М. Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан [Текст] // Реальное время. – 06.06.2017.
21. Место налогов как категории финансов в воспроизводственном процессе/Неронова А. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95–98.
22. Модернизация налоговых органов РФ/Одуд А. А., Захарян А. В.//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4–1 (75). С. 90–92.
23. Наибов З. Роль налогов и дотаций в эффективном регулировании рыночной экономики // EUROPEAN RESEARCH.2017г. С 196-200
24. Налоговая аналитика : официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения : 03.04.2018).
25. Неронова А. В., Захарян А. В. Совершенствование реализации налоговой политики РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10647/ (дата обращения: 01.05.2018).
26. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2012.- 428 с.
27. Налоговая политика России на 2017-2019 годы – URL: https://2019- god.com/nalogovaya-politika-rossii-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 15.04.2018)
28. Налог это...? Что такое налог? Виды, функции, классификации и сущности налогов – URL:http://onlainkreditovanie.ru/376-nalog-eto-chto-takoe-nalogvidy-funkcii-klassifikaciya-i-suschnost-nalogov.html (дата обращения 15.04.2018)
29. Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы – URL: http://zakony2017.ru/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2017-2019-gody/ (дата обращения 15.04.2018)
30. Ордынская М.Е., Карпенко С.В., Силина Т.А. Планирование и оптимизация налогового бремени малого бизнеса на основании выбора системы налогообложения / Сборник научных трудов Sworld. — 2013. — Т. 37. — № 4. — С. 3-12. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21110197.
31. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003. – 336 с.
32. Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. — 1992. —№ 6. — С. 26.
33. Пенухина Е. Проект глубокой заморозки // Эксперт. — 2016. — № 44. — С. 16.
34. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108_5 (дата обращения 24.11.2016), свободный. — Загл. с экрана.
35. Россия в цифрах. — 2016. — С. 384.
36. Проблемы реформирования налоговой системы РФ и пути их решения/Трегуба К. В., Захарян А. В., Тюпакова Н. Н.//Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 97–100.
37. Рейтинг экономик — Doing Business — Всемирный банк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings.
38. Сайфиева С. Н. Методика расчета и эффективность отраслевой налоговой нагрузки в 2000–2008 годах // Финансы. — 2010. — № 12. — С. 40–46.
39. Сайфиева С. Н., Соловьева С. В. Финансовое и денежно-кредитное регулирование российской экономики в современных условиях (Часть 1)// Региональные проблемы преобразования экономики, Махачкала. — 2015. — № 9. — С. 128–137.
40. Сайфиева С. Н., Соловьева С. В. Финансовое и денежно-кредитное регулирование российской экономики в современных условиях (Часть 2) // Региональные проблемы преобразования экономики, Махачкала. — 2015. — № 10. — С. 79–86.
41. Тютюрюков, Н. Н. Налоговые льготы - стимулы или потери? / Н. Н. Тютюрюков, В. Н. Тютюрюков, Р. А. Чванов // Экономика и управление : проблемы, решения. - 2016. - № 12. - Т. 1. - С. 107-113.
42. Юнева Е.А. Институциональные ловушки современной российской экономики как фактор теневизации// Educatio. 2015. №3-10 (2) - с. 91-93.
43. The Global Competitiveness Report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://reports.weforum. org. - (Дата обращения: 8.04.2018).
44. Tax Justice Network [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.taxjustice.net. - (Дата обращения: 10.03.8еской безопасности в налоговой сфере [Электронный ресурс]./ В.Н. Микушина. - Режим доступа: http://www.scienceforum. ru/2014/644/2554. - (Дата обращения: 10.04.2018).
45. Рост налогов в России с 1 января 2018 года: полный перечень годы – URL: https://www.26-2.ru/art/351711-rost-nalogov-v-rossii-2018 (дата обращения 15.04.2018)
46. Россия упрочила позиции в мировом рейтинге нелегального оттока капитала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// newdaynews.ru/finance/551767. html. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.04.2018).
47. Страх и совесть. Как россияне относятся к обязанности платить налоги [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fom.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 9.10.2018).
48. Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2017г. С 239-248
49. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru. - (Дата обращения: 10.04.2018).
50. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru. - (Дата обращения: 10.04.2018).
51. Щебров А. Эксперты подвели итоги работы закона о несостоятельности [Текст] // Правда УрФО. – 15.12.2016.
52. Налоговый кодекс РФ (с изменениями от 28.12.2013) / СПС «Гарант».
53. Рейтинг экономик - Doing Business - Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings.
54. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003. – 336 с.
55. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8 (206). - c. 172-178. - http://www.creativeconomy.ru/articles/23482/.
56. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1.
57. Федосимов Б.А. «Оценка налоговой нагрузки предприятий» // Аудит и финансовый анализ N4, 2016- 81 с.
58. Чернявский С. В. Недостатки использования НДПИ с плоской шкалой и направления его совершен-ствования // Вестник томского государственного университета. — 2013. — № 370. — С. 136–139.
59. Bahl R. W. A regression Approach to Tax Effort and Tax Ratio Analysis. IMF Staff Papers 18. No. 3(Nov.1971). P. 570–612.
60. Deaton A., Stern N. Optimal Uniform Commodity Taxes, Taste Differences and Lump-Sum Grants. EconomicLetters. Vol. 20. 1986. P. 263–266.
61. Lykova L. N. Tax burden in the russian federation: a comparative analysis point of view //Journal of TaxReform. 2015. — Volume 1. — No. 1. P. 76–89.