Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Среди личностно-ориентированных технологий на уроках хореографии может использо-ваться технология различных уровней подготовки, которая делит учащих-ся на «малоспособных», талантливых и так называемых второстепенных.
На мой взгляд, технология многоуровневого образования более важна для общеобразовательной школы, где в процессе набора и отбора школа может проводить различные тесты и экзамены для диагностики спо-собностей будущих учащихся, на основе которых в будущем можно будет разделить учащихся (3 выбранных типа) поровну по классам или по груп-пам. Разделять классы «талантливых» и «малоспособных» или использо-вать дополнительные классы (факультеты или репетиторство) для одного или другого типа.
При дополнительном обучении, при наборе новых групп многие ко-манды сталкиваются с проблемой нехватки детей. Это может быть связано с рядом причин, которые не позволяют учителям и руководителям детских ассоциаций набирать большое количество учеников одного возраста и де-лить их на группы талантливых и неуспешных учеников.
Если команде удается провести хороший набор и набрать в группу большое количество учеников на учебный год, их нужно разделить не на «талантливых» и «неуспешных», а на учеников первой и второй смены.
Тогда возникает вопрос, как эта технология обучения применяется в хореографических коллективах?
1. В системе дополнительного образования образование, как и в школе, используется для усложнения программы после окончания школы, добавления новых предметов и увеличения физической активности. Зачис-ление учащегося в конкретный учебный год основывается на анализе спо-собностей и способностей ребенка, а также уровня его физической подго-товки.
То есть теоретически ученик 8 класса гимназии может быть зачислен в самодеятельный коллектив на один учебный год, но на практике в хорео-графических коллективах этого никто не делает, так как старшеклассник вряд ли пойдет на их занятия вместе с учениками начальной школы.
Поэтому руководители и учителя распределяют учащихся по груп-пам в соответствии с их возрастом, и в тех случаях, когда возраст не поз-воляет зачислить ученика на первые годы обучения и включить его физи-ческие данные в старшую группу к сверстникам, для ученика выбирается средний вариант - возрастная группа группы, в которой он учится, и бли-зок к его возрасту и среднему уровню сложности тренировочной про-граммы.
2. Использование технологий разного уровня подготовки во время постановки (ансамбля). Учителя отбирают из групп учащихся, чьи навыки и способности находятся на уровне среднего и выше, и работают с ними над конкурсными и концертными номерами, а остальные разрабатывают только концертные постановки с использованием более легкого хореогра-фического словаря.
3. Кроме того, для «талантливых» учеников создаются номера с не-большим количеством исполнителей - так называемые сольные номера.
Поэтому, даже при низкой вероятности включения в учебный про-цесс технологий разных уровней подготовки, преподаватели хореографии стараются следовать современным требованиям к обучению, отвечающим потребностям современного общества, с учетом использования личностно-ориентированных технологий.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, вы-делить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и си-стематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить благоприятные условия для ис-пользования на занятиях по хореографии личностно-ориентированных технологий.
Объектом исследования является процесс обучения хореографии с использованием на занятиях личностно-ориентированных технологий.
Предметом исследования являются личностно-ориентированные технологии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ХОРЕОГРАФИИ
1.1 Понятие и особенности личностно-ориентированных технологий
Одна из причин личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность учащегося в основном многогранна и неисчерпаема в проявлении своих качеств и характеристик.
Проблема личностно-ориентированного обучения в последние годы стала предметом специальных исследований И.С. Якиманского, Е.В. Бон-даревской и других. К.Д. Ушинский также указал на необходимость учета способностей и свойств личности в обучении: «Если педагогика хочет вос-питывать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Технологии, ориентированные на личность, представляют собой со-четание гуманистической философии, психологии и педагогики. Педагог делает упор на уникальную целостную личность ребенка, который стре-мится к максимальной реализации своих возможностей (самореализации), открыт для восприятия нового опыта, способен к осознанному и ответ-ственному выбору в самых разных жизненных ситуациях [12].
Личностно-ориентированные технологии обучения основаны на сле-дующих дидактических требованиях:
- учебный материал должен иметь субъективное значение для учени-ка и его усвоения, организация учебной деятельности ученика должна учи-тывать реальный уровень его развития; систематически стимулировать ученика к самоценной учебной деятельности, которая переросла бы в са-мообразование и саморазвитие;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы у учащегося было право выбора, возможность выбирать учебные задания;
- всячески поощрять учеников и побуждать их самостоятельно выби-рать наиболее подходящие для них методы обработки учебного материа-ла;
- создавать позитивный эмоциональный настрой на работу всех уча-щихся во время занятий;
- оценивать не только конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого учебного процесса, активизировать рефлексию мышления.
В традиционных дидактических системах основой любой педагоги-ческой технологии является объяснение, а в личностно-ориентированных технологиях - понимание и взаимопонимание.
Основная идея состоит в том, чтобы перейти от объяснения к пони-манию, от монолога к диалогу, от контроля к самоконтролю, от контроля к самоуправлению. Основная ориентация учителя заключается не в знании «пре–мета», а в общении, взаимопонимании с учеником. Творчество, ис-следовательский поиск - основной способ существования ребенка в про-странстве личностно-ориентированного воспитания. Чтобы самостоятель-но справляться с творческими заданиями, ребенок нуждается в педагогиче-ской помощи и поддержке. Это ключевые слова в характеристике личност-но-ориентированных технологий [22].
Поддержка выражает суть гуманистического отношения учителя к детям. Это ответ на естественное доверие детей, обращающихся за помо-щью и поддержкой к учителю. Поддержка основана на трех принципах, сформулированных Ш.А. Амонашвили: любить ребенка; защищать среду, в которой он живет; прожить свое детство в ребенке.
Особенностью парадигмы целей личностно-ориентированных техно-логий является ориентация не на особенности личности, ее формирование и развитие, а на природные способности личности. Содержание образова-ния - это среда, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка. Для него характерны гуманистическая направленность, обраще-ние к людям, гуманистические нормы и идеалы.
Индивидуально дифференцированная технология - это организация учебного процесса, при которой выбор методов, форм, средств и методов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особен-ностей учащихся.
Исследование М.А. Данилова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасисто-го, Т.И. Шамовой показало, что учащиеся сильно различались по степени когнитивной независимости. Обычно это связано с тем, что общие акаде-мические способности учащихся развиваются по-разному. В этом отноше-нии ученики резко отличаются друг от друга и различаются по степени их активного применения.
1.3 Общие технологии, применяемые в хореографии (классификация)
На занятиях хореографическим искусством преподаватели применя-ют различные виды технологий в зависимости от результата, к которому стремится педагог. На уроках хореографии используются следующие типы технологий:
1. Технология коллективного взаимного обучения.
Технология коллективного взаимного обучения также используется в хореографическом коллективе. Он имеет несколько названий: «организо-ванный диалог» или «работа в парах».
Эта технология активно используется в областях современной хорео-графии, как, впрочем, и в других областях:
1) Например, в контактной импровизации, где присутствие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в уме-нии импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или не-сколькими партнерами.
2) На каждом этапе образовательного процесса технология взаимно-го обучения меняется в разной степени:
- Разминка в начале занятия. Выполняйте упражнения в парах, чтобы развить мышечную силу или растянуть ее. Когда учащиеся поддерживают друг друга в выполнении упражнений и следят за тем, чтобы они выпол-нялись правильно.
- Когда ученики взаимодействуют как «учитель-ученик». Ученики делятся на пары, после чего их просят повторить и отредактировать усво-енный материал самостоятельно, разделив роли учителя и ученика в паре. В этом случае возможны различные деления на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный-слабый.
Все зависит от обязанностей учителя. У участников одношаговой па-ры (сильный-сильный, слабый-слабый) их навыки и умения развиваются равномерно, поскольку учащимся необходимо не только технически пра-вильно выполнять движения, но и видеть и исправлять ошибки своего партнера (развивать способность анализировать и объяснять) [9].
Если учитель ставит перед собой задачу только проработать матери-ал, то пары чаще делятся на сильные и слабые. В этом случае только силь-ный учитель помогает слабому развиваться, и учитель имеет возможность индивидуально работать с учениками, которым особенно тяжело дается этот материал.
Также разделение на сильные/слабые пары часто используется во время ансамблевых занятий, когда меняется состав участников (например, дети «выросли» из комнаты). Старая композиция учит новому сочетанию пространства. Технология сотрудничества. Эта технология позволяет про-водить обучение в небольших группах.
Основная идея обучения в сотрудничестве заключается в том, чтобы учиться вместе и не только помогать друг другу, но и быть в курсе своих успехов и успехов своих товарищей. Есть несколько способов организо-вать обучение в сотрудничестве. Общие цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности для достижения успеха - вот основ-ные идеи, присущие всем способам организации малых групп.
Вероятно, одним из наиболее важных моментов в обучении хорео-графической команды является время на отработку заученных комбина-ций, движений, заданий или собственной импровизации. Импровизация играет важную роль в современном танце, и научиться импровизировать можно только одним способом - танцевать, танцевать и еще раз танцевать, развивать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и распознавать его очертания. Задача не так сложна, когда ученик работа-ет только со своим телом и техникой, и становится намного сложнее, когда в процесс вовлекается другой человек или даже двое [13].
В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анали-зировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору и подавно. И здесь на помощь ученикам и учителю приходит технология совместной работы.
Для выполнения творческих заданий группа делится на две группы или на определенное количество участников в подгруппах (3,4,5 человека). Каждой подгруппе дается одно и то же задание и одинаковое количество времени для его выполнения, и после завершения подготовки каждая под-группа отображает результат. В этом случае учащиеся имеют возможность увидеть результат со стороны, проанализировать ошибки и удачные мо-менты проделанной работы, а при регулярном выполнении одного и того же задания - увидеть развитие хореографических навыков.
2. Модульная технология обучения.
Модульная технология обучения полностью интегрирована в хорео-графическую команду. Суть модульного обучения заключается в том, что ученик, работая с модулем, полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает определенных целей обучения.
Модуль представляет собой целевой функциональный узел, объеди-няющий образовательный контент и технологии для его разработки. Со-держание тренинга «хранится» в завершенных независимых блоках ин-формации.
Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными уча-щимися, распределять поддержку для каждого отдельного учащегося и изменять формы общения между учителем и учеником. Модуль состоит из цикла занятий. Каждый цикл в этой технологии представляет собой своего рода мини-блок и имеет четко определенную структуру [19].
Самая распространенная хореографическая программа всегда четко структурирована по разделам: работа на станке, в центре зала, в партере, диагонали (крест), танцевальные комбинации. Эти разделы сохраняются в течение каждого учебного года и становятся более сложными на опреде-ленных этапах обучения. Инновационные образовательные технологии.
Каждая инновационная технология обладает средствами для активи-зации и активизации деятельности учащихся, в то время как в некоторых технологиях они являются основной идеей и основой эффективности ре-зультатов.
В хореографии может быть использован целый комплекс инноваци-онных технологий. К ним относятся технологии перспективно-оперативного обучения (С.Н. Лысенкова), игрового, проблемного, про-граммируемого, индивидуального, раннего интенсивного обучения и по-вышения академических способностей (А.А. Зайцев).
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ
2.1 Практические технологии личностно-ориентированного обучения
в хореографии
ФГОС как начального, так и среднего образования в Российской Фе-дерации указывают на исключительную степень важности вопроса, направленного на формирование личностных результатов учащихся. На сегодняшний день очень эффективным методом решения этой проблемы можно назвать построение хореографического обучения в концепции тех-нологии личностно-ориентированного обучения. Последний, в отличие от других подходов, направлен не только на развитие интеллектуальных и физических способностей учащихся, но и в первую очередь направлен на развитие индивидуальных способностей учащихся и формирование це-лостной личности у детей.
Личностно-ориентированное обучение - это один из видов современ-ного образовательного развития. Он предполагает совместную деятель-ность ученика и преподавателя, направленную на индивидуальную само-реализацию ученика и развитие личностных качеств ученика в образова-тельном процессе.
Эта педагогическая парадигма основана на следующем фундаменте:
1) осознанное восприятие самоценности каждого человека, его уни-кальности;
2) бесконечность возможностей развития человека как личности (этот же принцип должен включать в себя неисчерпаемость творческого само-развития личности);
3) приоритет творческого саморазвития внутренней свободе;
4) восприятие сущности творческого саморазвития как «неотъемле-мого свойства рефлексивного сознания личности», где составляющие по-следнего определяются самоуправлением, самопознанием, творческой са-мореализацией личности и самосовершенствованием.
Личностно ориентированный подход предполагает, что педагогиче-ский процесс построен таким образом, чтобы быть направленным на раз-витие, и не в последнюю очередь на саморазвитие личностных качеств учащегося. То есть, наряду с опытом обучения и применения полученных знаний, наряду с творческим опытом и способами решения проблем, уче-ник должен научиться «быть личностью».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. – СанктПетербург : «Респекс» «Люкси», 1996.
2. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 1980.
3. Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д.: Ростиздат, 2006.
4. Бондаревская Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006.
5. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–АРКТИ, 2005.
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмиче-ской пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Учебное пособие. Издательство «Искусство». Ленинград - Москва, 1963.
8. Васильева, Т.К. Секрет танца / Т.К. Васильева. – Санкт-Петербург: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.
9. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003–No 4.
10. Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополни-тельном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной по-литики и социальной работы НГПУ, 2011.
11. Дербишина М.П. Образовательная программа творческого объединения «Терпсихора» ∕∕ Образовательные программы для учрежде-ний дополнительного образования детей г. Челябинска.
12. Захарова Т.М. Индивидуально-ориентированное обучение (сборник статей) -Красноярск, 2006.
13. Зуева, И.А Современные танцы. – Учебное пособие / И.А Зуева, Е.Г. Игнатенко, И.Н. Подольская. – Краснодар : КГУФКСТ, 2008.
14. Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образова-ния детей.–Ростов-на-Дону, 2007.
15. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по со-временной хореографии. Челябинск, 1995.
16. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной шко-лы.– М., Академия, 2001.
17. Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1. - М: Музыка, 1971.
18. Кузнецова М.В. Образовательная программа «Танец – часть духовной культуры народов» ∕∕ Дополнительное образование в образова-тельном учреждении (Методические рекомендации). Челябинск, 2003.
19. Лазарева, Е.Я Мир педагогических технологий. Опыт работы учреждения дополнительного образования. / Е.Я Лазарева, Л.А. Савченко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2006.
20. Методические разработки И.Э. Бриске «Игровая деятельность детей дошкольного возраста», г. Челябинск, ЧГИК, 1996.
21. Опарина, Н.А Школьные праздники и зрелища: Репертуарный методический сборник. / Н.А Опарина. – Москва : ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012.
22. Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образо-вании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.
543-546.
23. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) – Челябинск, 1990.
24. Раздрокина, Л.Л Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л.Л Раздрокина. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2007.
25. Смирнова М.В. Основные элементы классического танца. – М., 1979. 11. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. М. Искусство, 1985.
26. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2009.
27. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр «Сфера»–М., 2002.
28. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обу-чения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2009.
29. Эффективный учитель/авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007.
31. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2008.
32. Яновская В. Ритмика. Практическое пособие для хореографи-ческих отделений.