Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы обусловлена тем, что формирование культурных и оздоровительных навыков представляет собой начальный этап трудового воспитания детей. Под руководством взрослых дети дошкольного возраста добиваются успеха в овладении культурными и медицинскими навыками, становятся более опытными, более независимыми от взрослых и полными уверенности в своих силах. Этот результат создает мотивационную основу для коррекции (духовной и личностной) имеющихся отклонений ребенка и обеспечивает его последующую социализацию.
Процесс обучения культурно-гигиеническим и оздоровительным навыкам детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития (ЗПР) должен учитывать личностно-ориентированную модель образования, призванную создать реальные возможности для их самопомощи. Дети с задержкой интеллектуального развития не имеют серьезных отклонений в развитии, таких как умственная тупость, гипоплазия речи, слуха, зрения и двигательной системы. Основные трудности, с которыми они сталкиваются, в основном связаны с социальной адаптацией (включая школу) и обучением. Объяснение этому - замедление созревания ума.
Следует отметить, что современное состояние проблемы обусловлено тем, что ЗПР каждого отдельного ребенка может вести себя по-разному и отличаться по времени и степени успеваемости. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить некоторые особенности развития, методы работы и методички большинства детей с ЗПР.
Степень изученности темы. Если не соблюдаются гигиенические нормы, то невозможно соблюдать и укреплять здоровье. Ученые В.И.Молчанов, Г.Н.Сперанский, М.С.Маслов, Н.М.Щелованов, М.Монтессори, А.А. Столяр, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель и другие сыграли важную роль в развитии детского здоровья. Их труды содержат не только информацию о диагностике и лечении детских заболеваний, но и информацию об уходе за детьми, питании и образовании.
Проблема исследования. В процессе обучения детей дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам педагоги часто не уделяют должного внимания этому вопросу и не разрабатывают достаточных методов и инструментов. Поэтому необходимо составить план деятельности, учитывающий психологические и возрастные особенности этих детей и использующий различные формы, методы и приемы работы.
Гипотеза исследования. Если педагоги будут использовать различные формы, методы и приемы с учетом психолого-педагогических особенностей этих детей, процесс формирования культурно-гигиенических и оздоровительных навыков у дошкольников будет эффективным.
Объект исследования: культурно-гигиенических навыков детей.
Предмет исследования: состояние культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: проанализировать особенности состояния культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Раскрыть основные термины и содержание культурно-гигиенических навыков детей;
2.Изучить виды состояний культурно-гигиенических навыков детей;
3.Привести общую характеристику детей среднего дошкольного возраста с ЗПР;
4. Анализ образовательных технологий на изучение состояния культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, одна глава, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты культурно-гигиенических навыков, а также проведен анализ уровня сформированности состояния культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список источников содержит 20 наименований.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Библиографический список
3. Белькович В. Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Младшая группа / В.Ю. Белькович. - М.: Русское слово, 2019. - С.10-11.
4. Бейкер Л., Брайтман Дж.. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Л. Бейкер. - М.: Теревинф, 2020. - 320 с.
8. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2021. - 192 с.
6. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание.-2020. - № 4. - с.18.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса. - М.: Педагогика, 2019. - 80 с.
8. Волоков В.С. Детская психология: Логические схемы / В.С. Волоков, Н.В. Волкова. - М.: Владом, 2019. - 256 с.
9. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 302 с.
10. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М.: ВЛАДОС, 2020. - 160 с.
11. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В.А. Зебзеева - М.: Сфера, 2021. - 250 с.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2021. - 330 с.
13. Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учереждений / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез, 2021. - 144 с.
14. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина - М.: Теревинф, 2020. - 157 с.
15. Нечаева Г.В. Воспитание дошкольника в труде/ Г.В Нечаева - М.: Просвещение, 2019. - 153 с.
16. Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания / В.Н.Теленчи - М.: Просвещение, 2019. - 280 с.
17. Шахманова A. Ш., Гаспарян А. С. Проблема формирования у младших дошкольников положительного отношения к выполнению культурно-гигиенических навыков в практике работы дошкольных организаций // Молодой ученый. - 2019. - №3. - С. 384-386.
18. Урунтаева Г. А.. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение: Владос, 2020. - 291 с.
19. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2019. – 32 с.
20 Филатов А.И. Развитие пространственных представлений у дошкольников с ЗПР / А.И. Филатов. - М.:«Книголюб», 2020. - 151 с.