Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальностью темы работы является важное создание в современных условиях оптимального механизма управления карьеры персонала во всех сферах и отраслях, который обеспечивает комплексный подход к решению проблем эффективного использования человеческого фактора в работе. Эффективность профессиональной деятельности тесно связана с успехом человека в профессии, с его карьерой. Поэтому выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни.
Процесс становления карьерных ориентаций включает в себя развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Исследования в данной области достаточно разнообразны, изучаются: сами механизмы карьерного процесса (Д. Холл, А.С. Гусева и др.), управление карьерой персонала в организации (Д. Холл, Э. Шейн, А.Я.Кибанов и др.), факторы, способствующие развитию персональной карьеры (А.А. Деркач, Е.А. Могилевкин, М.В. Сафонова и др.), развитие личности в процессе карьеры (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Е.Г. Молл, Д.Е.Сьюпер и др.), карьерные цели (А.С. Гусева и др.).
Объектом данной является карьеры и ее основные этапы.
Предметом работы являются особенности карьерных ориентаций.
Цель работы – раскрыть понятие карьеры, её виды и этапы, изучить виды карьерных ориентаций.
Задачи работы:
- проанализировать зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению понятия «Карьера», рассмотреть теории развития карьеры;
- рассмотреть виды и этапы карьеры;
- дать определение понятию «карьерные ориентации»;
- проанализировать различные формы карьерных ориентаций.
Теоретической значимостью работы является помощь в изучении и анализ литературы различных отечественных и зарубежных подходов и понятий «карьеры», а также «карьерных ориентаций».
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Основные характеристики понятия «карьера»
1. 1. Зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению понятия «Карьера», теория развития карьеры
До недавнего времени термин «карьера» употреблялся чаще всего в негативном смысле, ассоциируясь с «карьеристом», человеком, который любыми способами ищет достижения только собственных, чаще всего материальных интересов, принося в жертву лучшие человеческие качества. Безусловно, быстрый темп роста личной карьеры и высокий уровень служебного положения иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы. По мнению Ж. В. Бадулиной, в России до середины 1990-х годов понятия карьеры, в позитивном смысле этого слова, практически не существовало. Ж. В. Бадулина это явление объясняет определенными обстоятельствами. Во-первых, долгое время сохранялись запреты на научные исследования карьеры как таковой; превалировала идеологическая доктрина: советский человек работает не ради карьеры, а ради общества.
«В современном мире карьеру принято планировать и управлять ею, так как современному человеку приходится жить во времена конкуренции на рынке труда, в эпоху перемен. Карьера лежит в зоне личной ответственности, и никто не сделает ее за человека» [4, С. 201]. Общество в целом, отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. В последние годы это понятие приобрело другое содержание, в котором акцент делается на стремлении к профессиональному успеху, определенному статусу в обществе за счет собственных усилий, способностей и профессионализма. Сегодня особенно актуальны проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена.
Проанализировав значение слова в итальянском, французском и английских языках, можно выделить обобщенное определение карьеры как успешное быстрое движение вперед в профессиональной, общественной, служебной или научной деятельности. «Анализ толковых словарей русского языка позволяет сделать вывод, что существенной разницы в трактовке этого понятия у В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова не наблюдается. В общем смысле авторы словарей карьеру представляют как деятельность и как процесс движения к успеху» [6, С. 264].
В теории управления персоналом Е. В Маслов, как и социологи, рассматривает карьеру с позиции профессиональной и трудовой деятельности. «Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом». В теории управления и менеджменте выделяется профессиональная карьера как рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера, считает Е. В. Маслов, может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности).
«Теория развития карьеры изучает пути улучшения профессионального роста, карьерной траектории и общей удовлетворенности работой. Теории развития карьеры исходят из четырех основных областей исследования:
-Дифференциальная психология;
-Личность;
-Социология;
-Психология развития» [6, С.263].
Фрэнк Парсонс стал пионером теории развития карьеры, опубликовав свою теорию черт и факторов в начале 1900-х годов. С тех пор изучение развития карьеры породило различные теории и вызвало большой общественный интерес.
Теория черт и факторов используется в нескольких тестах способностей, в том числе:
-Интерес Кудера Поиск Карьеры (KCS);
-Тесты дифференциальных способностей (DAT);
-Батарея тестов общей пригодности (GATB).
Холландская теория профессиональных типов фокусируется на типах личности как на главном факторе выбора карьеры и развития. Джон Л. Холланд разработал свою теорию на идее о том, что выбор карьеры зависит от личности. Он считал, что удовлетворенность работой человека связана со сходством его личности и рабочей среды. Теория Холланда включает шесть типов личности, которые иногда называют Голландскими кодексами или Голландскими профессиональными темами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абатурова, В. С. Стимулирование карьерного развития персонала / В. С. Абатурова // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 325-329.
2. Агафонова М. С. Организационная социализация и первичная адаптация персонала / М. С. Агафонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 476–480.
3. Алкаева, Н. В. Трудовая карьера как форма трудовой мобильности / Н. В. Алкаева // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 273-275.
4. Бусоедов, И. А. Сущность и понятие деловой карьеры / И. А. Бусоедов, Т. А. Гребенюк // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 201-202.
5. Веснин, В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: Инфра-М, 2015. – 480 с.
6. Горчакова, Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе / Л. Н. Горчакова // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 263-266.
7. Дятлов, В. А. Управление персоналом / В. А. Дятлов, А. Я. Кибанов, Ю. Г. Одегов. – М.: Академия, 2016. – 460 с.
8. Кривцова, Л. В. Начало планирования карьеры / Л. В. Кривцова // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 98-101.
9. Магогаджиева, Х. Г. Профессиональные представления и карьера / Х. Г. Магогаджиева // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 66-69.
10. Маркова Е. В. Карьерные ориентации личности в связи с психологическими составляющими ее мотивационно-потребностной сферы / Е. В. Маркова // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя (психология): материалы Всерос. научно-практ. конф. Краснодар: Кубанcкий гос. ун-т, 2008. - 100 с.
11. Эскиев, М. А. Управление карьерой персонала как одно из направлений кадрового планирования государственной службы / М. А. Эскиев // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 179-182.
12. Цариценцева О. П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте / О. П. Цариценцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 21–25.