Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Интерактивные методы обучения с точки зрения детской психологии
1.1 Особенности детской психологии
Так как эмоциональная отзывчивость относится к психологической сфере образования детей, то будем ориентироваться на психолого-педагогический подход. Такой подход не ограничивается интеллектуальным образованием, а принимает во внимание нравственное воспитание детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет относится к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенной и вместе с тем трудной. Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным и не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.
Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.
Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей раннего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня, рассказывание) – все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный социальный опыт и развивает их эмоцинальную сферу.
Художественно-эстетическое развитие стимулирует у ребенка сопереживание персонажам художественных произведений, а именно, содействует накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них.
В трудах В.И. Шаховского и его последователей разработаны основы теории эмотивности языка и ее национально-лингвальные особенности (во французском, немецком, испанском, чешском, английском, русском языках), в связи с чем результаты его исследований могут служить основой для данной работы в связи с ее билингуальным характером.
В основе теоретической позиции исследователя В.И. Шаховского лежит ряд постулатов .
Во-первых, в соответствии с В.И. Шаховским, эмоции представляют собой мотивационную основу для сознания и для поведения в социуме.
Во-вторых, автор убежден, что «эмоции данной языковой общности социологизированы и психологизированы, то есть обобщены видовым национальным опытом данного народа, потому они не только являются формой оценивания среды обитания того или иного языка, но и составляют значительный фрагмент этой среды обитания и картины мира» .
В-третьих, В.И. Шаховский согласен с отечественным психолингвистиким положением, согласно которому у слова дискурсивная природа, а значит, оно может быть средством позволяющим выразить эмоции.
В-четвертых, по В.И. Шаховскому следует провести разграничение коммуникативной эмоциональности, характеризуемой осмысленностью, от некоммуникативной.
Формирование эмоциональности происходит у ребенка постепенно (рис. 1).
рождение 3 месяца 6 месяцев 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца
Огорчение, плач
Гнев
Отвращение
Страх
Положительное возбуждение, удовольствие
Приподнятое настроение
Влечение к взрослым
Ревность, подозрительность
Влечение к детям
Радость
Рисунок 1 – Последовательность появления эмоций у ребенка
Как показано на рисунке 1, она начинает формироваться с первых дней жизни ребенка и к 2-летнему возрасту почти полностью сформированы базовые эмоциональные реакции. Таким образом, начинается новый этап формирования эмоциональности ребенка. Наступает периодом интенсивного усвоения моральных норм и развития моральных эмоций: сопереживания сверстнику, правдивости, симпатии, дружбы и чувства справедливости. Именно в этот период формируется эмоциональная отзывчивость.
Ряд исследователей, таких, как И.В. Груздова, считает, что в формировании отзывчивости ребенку помогают произведениях искусств, посредством которых происходит выражение чувств к живому .
С.А.Курносова, в свою очередь дает определение эмоциональной отзывчивости как важной составляющей такого понятия, как «общество знаний» .
С позиций нравственного воспитания рассматривают эмоциональную отзывчивость А.В. Запорожец, Я.З. Неверович , М.И. Лисина, А.Е. Ольшанникова и В.В. Абраменкова , которая подходит к вопросу отзывчивости с точки зрения развивающихся в дошкольном возрасте коллективистских отношений и гуманных чувств. Увязывают проблему эмоциональной отзывчивости с социально-коммуникативным воспитанием и зарубежные исследователи .
Действительно, формирование и развитие такого личностного качества, как эмоциональная отзывчивость, определяет успешность социального взаимодействия и социализации в целом растущей личности.
Между тем сенситивным возрастом для развития эмоциональной отзывчивости является именно дошкольный возраст, наиболее ограниченный в социальных контактах. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» .
В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Но добавляются такие источники моральных норм как художественная литература, правила игры, сверстники.
Связь эмоционального развития дошкольников с коммуникативным развитием исследована в работе С.В. Ильиной .
Рисунок 2 – Компоненты эмоциональной отзывчивости
По данным исследователя, основная часть дошкольников (больше половины) имеет высокий и средний уровень тревожности во время общения со сверстниками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. - М. : Гнозис, 2008. - 416 с
2. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
3. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4.
4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
6. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
7. Frijda N.H. 1986. The emotions. Cambridge, England: Cambridge University Press
8. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1985. – 557 с.
9. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2009.
10. Сбоева О. Б. Формирование эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет в процессе восприятия музыки (в условиях дома ребёнка [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23870451
11. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17742211
12. Болотова М. С., Казакова Т. Н., Полубояринова Н. И. Сказкотерапия в детском саду [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41519475_10745370.pdf
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.В. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2018. – 320 с.
14. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица. М. 2007, 17с.
15. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития https://books.google.ru