Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Современные технологии в формировании идеологии общества
1.1 Роль средств массовой коммуникации и информации в формирования общественного мнения
Коммуникация — это фундаментальный процесс, посредством которого элементы некоей среды движутся во времени и пространстве от отправителя к получателю .
При этом коммуникация требует, чтобы у всех сторон была область коммуникативной общности. Существуют вербальные средства коммуникации, такие как речь, песня и тон голоса, и есть невербальные средства, такие как язык тела, язык жестов, параллельный язык, осязание, зрительный контакт, посредством медиа, то есть изображения, графика и звук, и письмо. Говоря о средствах информационного воздействия и массовой коммуникации, в данном исследовании особый интерес будет уделяться именно коммуникации посредством медиа.
Коммуникационные процессы передачи информации регулируются синтаксическими и семантическими правилами.
Коммуникация является интерактивным актом, поэтому важным фактором, влияющим на ее эффективность, являются наши отношения с окружающими. Коммуникация - это социальное взаимодействие, в котором по меньшей мере два взаимодействующих агента имеют общий набор признаков и общий набор семиотических правил.
Мы проводим большую часть нашей коммуникации, используя речь и наше понимание речи, чтобы приветствовать людей и сообщать им наши новости, задавать вопросы и отвечать на них, а также пользоваться телефоном.
Коммуникация чрезвычайно разнообразна по своим формам. Как искусство передачи информации, идей и отношений от одного человека к другому, она может быть вербальной и невербальной .
При этом говоря о коммуникативном процессе следует отметить, что коммуникация может быть прямой и косвенной.
Прямая коммуникация происходит, когда люди говорят, что они имеют в виду, когда идея сохранения лица не имеет большого значения в большинстве ситуаций, когда молчание в разговорах считается неудобным, а перерывы - обычное явление . Прямые коммуникаторы считают, что лучше сказать то, что нужно сказать. Группы, которые предпочитают прямой стиль общения, сосредотачиваются на явном значении слов, подобном культурам с низким контекстом. Популярная поговорка You can take my words to the bank «Вы можете взять мои слова в банк» выражает убеждение, что люди говорят именно то, что они имеют в виду .
Американцы, немцы и израильтяне являются прямыми коммуникаторами, каждый из которых имеет разную степень прямоты. Люди, которые являются прямыми коммуникаторами, используют четкие высказывания, активно участвуют в собраниях, высказывают свои убеждения, им удобно говорить другим, что делать, используя такие слова, как «должен». Они говорят другим, почему их идеи должны быть приняты.
Косвенное общение - это когда смысл не только в словах, но в основном в окружающем контексте разговора .
Косвенные коммуникаторы задают много вопросов. Они спокойно наблюдают на собраниях, предлагают предложения для рассмотрения, например, чтобы вовлечь других в дискуссии, используют такие слова, как «возможно», и просят других рассмотреть их идеи . Они часто являются частью культуры, которая больше ориентирована на группы, чем на отдельных людей. Из-за этого они живут в рамках социальных норм, которые менее ориентированы на индивидуальные потребности. Важной целью их разговорного стиля является поддержание гармонии или, по крайней мере, появление гармонии. Поэтому не все сказано, а, скорее, многое может подразумеваться .
Таблица 1 Сравнительный анализ коммуникативного и коммуникационного процессов
Продолжение таблицы 1
Из вышесказанного следует, что коммуникационный процесс развивается в системах массовой информации (СМИ) и средствах массовой коммуникации (СМК) в том числе, с привлечением технических информационных каналов.
При этом типы связи различаются по каналам связи. Это средства, которые доступны для общения с кем-то одним или с группой. Они могут включать прямую личную связь, телекоммуникации (телефон, электронная почта, письменные сообщения) или косвенную связь - например, через третьих лиц или средства массовой информации и коммуникации, в связи с чем широкое развитие вместе с развитием технических средств коммуникации получил и теоретический анализ массовой коммуникации, хотя анализ массовой коммуникации и имеет почти вековую историю .
Так, на протяжении всего периода изучения медиа менялась оценка их деятельности, причём особую актуальность приобретали разные аспекты этой деятельности .
В контексте ранних теорий массового общества, медиа рассматривались зачастую отрицательно. Это было связано с негативной оценкой самого массового общества, важным элементом которого стали средства массовой коммуникации.
Критики массового общества опасались падения культуры, утраты жизнеспособности демократических политических институтов под напором агрессивных «толп», не способных к личной ответственности и рациональному мышлению. Медиа в этом контексте рассматривались как фактор, усиливающий данные опасные тенденции .
Однако, со временем подход к массовому обществу и медиа как важному институту этого общества стал более взвешенным. Хотя критический настрой по отношению к медиа сохраняется в ряде теоретических подходов.
Показать больше