Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава I. Преобразования в сфере образования Петром I
1.1. Первые светские учебные заведения
1.2. Морская Академия
1.3. Петербургская Академия наук
Глава II. Образование во второй четверти XVIII века
2.1. Закрытые сословные учебные заведения
2.2. Создание Московского университета
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Россия претерпела стремительные преобразования в XVIII веке, затронувшие все сферы общества, такие как государственное устройство, экономику и культуру. Чтобы исследовать образование в России второй половины XVIII века, необходимо рассмотреть исторические и социальные события той эпохи.
Понимание исторического опыта становления системы образования необходимо для понимания нашей истории, общественных тенденций и причин вызовов России. Основное внимание в работе уделяется становлению системы образования в России в первой половине XVIII века с акцентом на влияние петровской реформы образования на образовательный процесс. Хронологические рамки исследования укладываются в первую половину XVIII века, с становления первых светских учебных заведений и до открытия первого университета в Москве.
Цель работы рассмотреть развитие светского образования в России в первой половине XVIII века.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить предпосылки развития образования в стране при Петре I.
2. Дать характеристику первым светским учебным заведениям.
3. Рассмотреть историю создания Морской Академии и Петербургской Академии наук и Московского университета.
4. Исследовать становление закрытых сословных учебных заведений.
Для достижения поставленной цели и задач в ходе работы за основу были взяты труды Соловкова И.А., Буслаевой Л.П., Жураковского Г.Е., а также документы и материалы по истории начала 18 века. Буслаева Л.П. обобщает историю развития просвещения и школы народов СССР с X века по 1917 год. Соловков И.А. изучает и обобщает антологию педагогической мысли России XVIII в. Жураковский Г.Е. анализировал историю просвещения в дореволюционной России. Работа Горощеновой О.А. повествует о школе математических и навигацких наук в Москве. Есин Б.И. рассматривает Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов. Э.Д.Днепров систематизирует историю школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М.Ф. Шабаева рассматривает истори школы и педагогической мысли народов СССР до XVIII в. Ш.И. Ганелина обобщает историю школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции). Шевырев С.П. рассматривал историю Императорского Московского университета. Н.А. Пенчко систематизирует документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. Ильченко Е.В составил Летопись Московского университета. Также в работе используются труды, повествующие об истории Московского университета: Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917) и Московский университет за 225 лет (1983).
Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алексеева Е.Д. С.П. Шевырев и столетний юбилей Московского университета. // Вестник Московского университета. Серия 8. №2. 2004. март-апрель. - С. 106-122.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в. /Акад. пед. наук СССР; Сост. И.А. Соловков. − М.: Педагогика, 1985. − 478 с.
3. Буслаева Л.П. История развития просвещения и школы народов СССР с X века по 1917 год: Учебное пособие для студентов. − Горький, 1976. − 111 с.
4. Горощенова О.А. Школа математических и навигацких наук в Москве (1701-1752 гг.) и ее продолжатели // Вопросы истории. – 2005. –№10. - 123 с.
5. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки. − М.: Педагогика, 1978. - 235 с.
6. Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917). − М., 1989. − 734 с.
7. Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов: Воспоминания. Дневники. Письма. Статьи. Речи /МГУ им. М.В, Ломоносова. Фак. журналистики. Каф. истории рус. лит. и журналистики; Редкол.: Есин Б.И. и др.- М., 2005. - 714 с. : ил. Указ. имен. : с. 634-710.
8. Московский университет за 225 лет: Указ. лит. − М., 1983. – 320 с.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Отв. ред. Э.Д.Днепров. С древнейших времен до конца XVII в. − М.: Педагогика. 1989. − 480 с.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. − М.: Педагогика, 1973. - 354 с.
11. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции) Под ред. Ш. И. Ганелина. − М., 1974. - 543 с.
12. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, на¬писанная к столетнему его юбилею. М., 1855; 2-е изд. — М., 1998. - 276 с.
Источники
13. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века / Подг. к печати Н.А.Пенчко. − М., 1960 - 1963. − Т.1 - 3. - 876 с.
14. Летопись Московского университета: В 3т. / МГУ им. М.В. Ломоносова; Авт.-сост.: Ильченко Е.В. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. - (Арх. Моск. ун-та). Т. 1 : 1755-1952.-623 с.