Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 Воображение – виды, формы, функции 4
1.2 Особенности творческого воображения младших школьников 9
1.3 Применение графических техник рисования для развития творческого воображения младших школьников 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Диагностики творческого воображения детей младшего школьного возраста 15
2.2 Программа по развитию творческого воображения у учащихся младших классов с применением графических техник рисования 19
2.3 Результаты эксперимента 22
Выводы по второй главе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложение 30
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Воображение – виды, формы, функции
Воображение - познавательный психический процесс, состоящий в создании новых образов путем обработки материалов представлений и восприятий, полученных в предшествующем опыте, своеобразное отражение человеком действительности в новых сочетаниях и связях, необычных и неожиданных.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного привлечения практических действий. Это во многом помогает ему в тех жизненных случаях, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто нецелесообразны [2, с.106].
Различают следующие основные виды и формы воображения:
1.Активное
2. Пассивное
3. Продуктивное
4.Репродуктивное
5.Реалистическое
6.Творческое
Активные – взывают к воображению, образы которого возникают и изменяются при участии воли человека.
Произвольное воображение развивается с детства, когда дети пробуют в играх определенные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Она продолжает развиваться в последующей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи он должен представить результат работы, а также необходимые операции.
В процессе активного воображения большую роль играет сознание человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и модифицировать нужные представления.
Задачи активного воображения:
1. Передача действительности через фантазии - воспроизведение увиденных явлений, их запоминание, преобразование действительности.
2. Регуляция поведения - планирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установление связи между деятельностью и ее результатами.
3. Управление эмоциями – снятие стресса с помощью успокаивающих изображений.
В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:
• творческое (продуктивное);
• воссоздающее (репродуктивное);
• мечта.
Продуктивные - призывают к воображению, в образах которого много нового (элементов фантазии) [3, с.56].
Этот тип отвечает за формирование представлений, не имеющих реальных прототипов. В сознании человека на основе жизненного опыта и знаний формируется модель определенной ситуации, явления или предмета. Сложность заключается в объединении существующих элементов в единое целое, что создает уникальность итогового изображения.
Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: технической деятельности, науки, искусства.
Репродуктивное есть воображение, в произведениях которого много уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового.
В процессе репродуктивного воображения возникают новые образы на основе восприятия описаний, схем, рисунков и записей. Целью этого вида воображения является создание образа, максимально приближенного к реальности.
Важную роль в обучении играет воссоздание воображения, позволяющее понять суть изучаемого через создаваемые образы [9, с.66].
Мечта — это особая форма активного воображения, заключающаяся в создании образа того, чего человек хотел бы достичь. Сновидение направлено в будущее и выступает в качестве причины, мотива той или иной деятельности человека.
Пассивным является воображение, в котором образы возникают и изменяются спонтанно, без участия воли человека.
Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей раннего возраста. Наиболее ярко — во сне, в полусонном состоянии, когда идеи спонтанно возникают, изменяются, сочетаются. Однако пассивное воображение имеет место и в бодрствующем состоянии.
Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:
• грезы (преднамеренное);
• непреднамеренном.
Грезы (преднамеренное воображение) - когда человек уходит от реальности в область фантазии, чтобы спрятаться от, казалось бы, неразрешимых задач, потребности в действии, жизненных сложностях. Такие фантазии называются снами.
Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, нереальные. Сновидения обычно возникают у человека с нарушением психического контроля. При этом контроль проявляется в подборе образов, которые вызывали бы у человека определенное эмоциональное состояние [4, с.86].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24).
2.Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.
3. Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
4. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
5. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С. 68 95-98.
6.Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
7. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. – Москва: Академия, 2015. – 125 с.
8.Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. - 448 c.
9.Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника [Текст] / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
10.Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005. с.56
11.Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №11 (117).
12. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников [Текст] – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
13. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
14.Карпенко, Н.А. К26 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022. – 80 с.
15.. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста [Текст] // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
16.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С Немов. – М.: Просвещение, 2005. – 470 с.
17.Никифоров О.И. К вопросу о воображении / О.И. Никифоров // Вопросы психологии. – 1972. – №2. – С. 67-77.
18.Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
19. Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 360- 361.
20. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / 74 Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск : изд-во Ом ГПУ, 2015. – 484 с.
21.Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2003. – 155 с.
22. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. – Санкт Петербург: Питер, 2017. – 368 с.
23. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 304 с.
24.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.
25.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
26.Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч.– 2012.