Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. XVIII век – это тот период реформ Петра I, когда стало очевидно, что Россия отстает от ведущих европейских держав по уровню своего развития. Тема данного исследования не перестает терять высокую степень своей актуальности, так как петровские времени и реформы, осуществленные им в начале XVIII века. Кроме того, эти реформы не только изменили облик России, но и облик людей русских, которых раньше, как многие историки отметили, считали варварами, не знавших тонкости европейского образа жизни. К этому времени были написаны множество научных исследований, где выделяются не только аспекты внутренней жизни жителей России, но ведутся научные споры, как реформы изменили жизнь и поведение представителей и представительниц высшего сословия. Понимая этот факт, Петр I приложил немало усилий для того, чтобы коренным образом изменить образ жизни всей России, которая на первоначальном этапе активно сопротивлялась проведению этих реформ. Реформы коснулись абсолютно всех сторон жизни общества того времени, особенно внутренней жизни жителей Российской империи. Хотелось бы отметить отличительные особенности общественной жизни представительниц высшего сословия Российской империи, которые, если посмотреть на работы многих ведущих историков отечества, во многом стали похожи на европейских женщин, но при этом сохранялись важно составляющие элементы русской культуры. Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что положение русских женщин, особенно дворянского происхождения, изменилось коренным образом. Царь Петр I вывел в свет женщин из высшего общества, привлекая их принимать участие в ассамблеях.
Ассамблея – это собрание высокопоставленных лиц, которые проводились не только для развлечения, но и для решения важных деловых вопросов, касающихся всех вопросов жизни общества высшего сословия того времени. Женщины обрели право присутствия на таких ассамблеях в ноябре 1718 года. Это был акт подражания европейской моде, который помог внедрить европейские обычаи в русское общество того времени. С этого момента присутствие на ассамблее стало обязательным не только для замужних женщин, но и для незамужних молодых девушек. Это положило начало обязательному обучению женщин того времени – изучение иностранных языков, правил этикета и т.д. Получается, что женщина получила больше свободы, чем было ранее. Но были и своеобразные ограничения. Женщины были поставлены в жесткие рамки служения государству. Таким образом, в рамках государственной службы для женщины того времени это было мифом, так как женщины в обществе считались – хранительницами домашнего очага. Однако, эти реформы открыли путь самому необычному феномену того времени – правлению Россией женщинами, которое длилось большую часть XVIII века. До эпохи правления Петра – это было невозможно. Но именно это и привело к тому, что в России стал появляться особый тип женщин, которые не только хотели, но и прилагали большие усилия для участия в общественной жизни общества того времени. Они стремились оставить след в истории России. В качестве примера можно привести таких представительниц женского рода как – Екатерина II, Дашкова Е., Разумовская М., Нарышкина М. и другие.
После того как Петр I начал проводить свои реформы, в XVIII веке начинает формироваться общественно-политическое движение, которое преследовало цель предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Феминизм – стремление к равноправию женщин и мужчин во всех сферах жизни общества. Иными словами, феминизм – это устранение дискриминации женщин. Благодаря тому, что царь стал проводить свои реформы, женщины знатных фамилий получили возможность выхода в свет, и как следствие – появляется необходимость иметь образование женщинам и приобщать их к культуре.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Головина В.Н. Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына. М., 2000.
2. Благово Д.Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Наука. 2014.
3. Кавелин К.Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989. С. 135-147.
4. Колесникова Г. Белые лебеди: Из записок воспитанницы института благородных девиц // Москва. 1993. № 3. С. 149-172.
5. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 15 (с 1758 по 28 июня 1762). № 11444. С. 912-915.
6. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 16. № 12154. С. 742;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барятинская М.С. Моя русская жизнь: воспоминания великосветской дамы, 1870 – 1918. М., 2006.
2. Белова А. Без родительского попечения. Провинциальные дворянки в столичных институтах // Родина. 2001. № 9. С. 29-31.
3. Белова А. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в. // Педагогика. 2001. № 10. С. 68-74.
4. Данилова А.М. Благородные девицы: воспитанницы Смольного института. Биографические хроники. М., 2004.
5. Колганова Е. «На фу-фу я не пойду…» До чего же непросто было развестись сто лет тому назад // Родина. 2006. № 5. С. 93 – 97.
6. Кошелева О.Е. У истоков женского образования России // Педагогика. 1993. № 2. С. 88-91.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.,1994.
8. Маррезе М. Л.. Бабье царство: Дворянки и владение имуществом в России (1700—1861) / Авторизованный перевод с англ. H. Лужещсой. — М.,2009. — 368 с.
9. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2001.
10. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М., 2023.
11. Рязанов А. Дворянская семья на рубеже XVIII – XIX веков [Электронный ресурс]// Материалы по истории вологодского дворянства. – Вологда, 2001.
URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/world/16_2_06.htm
12. Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М., 2002.
13. Третьякова Л. Красавицы не умирают. Новеллы о женских судьбах. М., 1999.