Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. Языковые особенности и средства выражения, используемые в детских рассказах
1.1. Стилистические и другие литературные особенности детской художественной литературы
1.2. Система образов в детских рассказах. Средства языка, используемые для формирования образности текстов рассказов
Глава 2. Система языковых средств в рассказах М.М. Пришвина
2.1. Лексические средства создания образности в детских рассказах М.М. Пришвина
2.2. Стилистические фигуры как способ усиления выразительности в рассказах М.М. Пришвина
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Образные слова – необходимый конструктивный элемент художетсвеной речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов. И каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, досоздающим художественный образ в своём воображении.
За М.М. Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы» М.Ф. Пахомова отмечала, что «действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры».
Сюжеты пришвинских сочинений просты, язык исполнен мудрой простоты исконного русского народного говора. Но ни в одной из своих книг писатель не растворяется в стихии областнический наречий. Художник создает на народной основе свой собственный, пришвинский язык и в этом видит сердцевину художественного искусства. Свои поиски он выразил средствами языка. Не нарушая иерархии ценностей, М.М. Пришвин исследовал до глубины основ то общее, что есть в природе и в человеке как существе природном, но одаренном своим разумом и волей. Язык Пришвина – это особый мир, со своими законами стиля, гармонии, ритмики, тонировки. За внешней простотой скрываются глубокий смысл, жизненные искания писателя
Цель работы – изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования на примере детских художественных рассказов М.М. Пришвина.
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
изучить языковые особенности и средства выражения, используемые в детских рассказах;
рассмотреть систему языковых средств в рассказах М.М. Пришвина.
Объектом исследования являются детские рассказы М.М. Пришвина.
Предмет изучения – система языковых образных средств в произведениях М.М. Пришвина.
Методы исследования. В работе были использованы:
описательный и классификационно-типологический методы исследования;
методика теоретической интерпретации эмпирических данных и выявления тенденций и закономерностей;
контекстуальный анализ, статистический анализ;
элементы компонентного анализа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьева С.А. Анализ исходного текста [Текст] / С.А. Арефьева // Русский язык в школе и дома. – 2014. – № 6. – С. 22 – 23.
2. Белецкий А. И. Изображение живой и мертвой природы [Текст] / А.И. Белецкий // Избранные труды по теории литературы. — М.: Просвещение, 2014. – 401 с.
3. Белинский В.Г. О детской литературе [Текст] / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. - М.: Просвещение, 2010. - 431 с.
4. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия [Текст] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — М.: Эксмо, 2013. — 672 с.
5. Геймбух Е.Ю. «Лесная капель» М.М. Пришвина [Текст] / Е.Ю. Геймбух // Русский язык в школе. – 2013. – №.1. – С. 60 – 67.
6. Голуб И.Б. Стилистика русского язык: учеб. пособие [Текст] / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 448 с.
7. Ковтунова И.И. Инверсия [Текст] / И.И. Ковтунова // Энциклопедия: Русский язык / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Дрофа, 2014. – 412 с.
8. Котюрова М.П. Стилистические ресурсы лексики [Текст] / М.П. Котюрова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Наука, 2013. – 902 с.
9. Кулебякина М.Ю. Изобразительно-выразительные средства языка [Текст] / М.Ю. Кулебякина // Русский язык в школе. – 2016. – № 3. – С. 42 – 45.
10. Лекант П.А. Рациональный и эмоциональный аспекты русского предложения [Текст] / П.А. Лекант // Русский язык в школе. – 2014. – № 4. – С. 75.
11. Литровская С. За волшебным словом. Жизнь М.М.Пришвина [Текст] / С. Литровская. - М.: Детская литература, 2014. – 126 с.
12. Луценко Р.С. Лингвокультурные основы работы над текстом художественного произведения [Текст] / Р.С. Луценко // Интеграция образования. – 2016. - № 3 (44). – С.22-25.
13. Максимов А.Н. Художественный текст — понятие, сущность, функциональная нагрузка [Текст] / А.Н. Максимов. — М.: Литера, 2015. – 203 с.
14. Москвин В.П. О структурных типах русской метафоры [Текст] / В.П. Москвин // Русский язык в школе. – 2016. – № 5. – С. 74 – 75.
15. Пахомова М.Ф. М.М. Пришвин [Текст] / М.Ф. Пахомова. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
16. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 2013. – 208 с.
17. Светловская Н. Н. Детская книга и детское чтение [Текст] / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2013. – 195 с.
18. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 2014. – 509 с.
19. Стилистика русского языка: учеб. пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Дорфа, 2013. – 223 с.
20. Фарино Е. Введение в литературоведение [Текст] / Е. Фарино. — М.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 639 с.
21. Хализев В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 2010. — 240 с.
22. Хмельницкая Т.Ю. Творчество М.М. Пришвина [Текст] / Т.Ю. Хмельницкая. – М.: Просвещение, 2010. – 282 с.
23. Цепке Т.И. Анализируем лирические миниатюры М.М. Пришвина [Текст] / Т.И. Цепке // Русский язык в школе и дома. – 2015. – №3. – С 6 – 8.
24. Чуковский К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. - М.: Дело и сервис, 2012. - 384 с.
25. Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Просвещение, 2017. – 201 с.