Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования навыков монологической речи младших школьников на уроке немецкого языка с использованием опор
1.1 Психологические особенности младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности данного возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [11].
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни ребёнка места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка и для развития его интеллектуальных способностей.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др., пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения.
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования. Их развитие будет достаточно сильно зависеть от познавательного интереса и познавательной активности младшего школьника.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету [3].
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которая обеспечивает способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [20].
Регулятивные действия обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, в том числе, перерабатывать и усваивать ее. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Очень важно для младшего школьника ставить и формулировать проблемы. Все эти процессы невозможны, если у ребёнка отсутствует познавательный интерес к содержанию учения.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Очень важное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения [23].
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Без мотивации достаточно сложно вызвать у ребёнка познавательный интерес. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности ребёнка. У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха. У ребёнка успех должен доминировать над мотивом избегания неудачи. При этом устойчивая учебная мотивация и познавательный интерес приводят к ускоренному развитию многих разнообразных способностей ребёнка.
Особенно это заметно при взаимодействии с учителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок пока достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Всё это поможет формировать у младших школьников универсальные учебные действия по всем направлениям. Благодаря мотивации и познавательному интересу сформируется способность младшего школьника самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 30.03.2023).
2. Акимова А.С. Формирование лексической компетенции школьников при обучении иностранному языку / А.С. Акимова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 535 – 539 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 535. (дата обращения: 30.03.2023).
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Бархатова В.И. Развитие познавательного интереса школьников к изучению иностранного языка / В.И. Бархатова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 542 – 547 – текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 542 (дата обращения: 30.03.2023).
5. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования. [Текст] / И.Л. Бим. – Иностр. языки в школе. – 2005. - No 2. – С. 2-6.
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 30.03.2023).
7. Веремейчик, О.В. Цель обучения иностранным языкам как социально - педагогическая и методическая категория [Текст] / О. В. Веремейчик // Вестник МГЛУ – 2009. – No 1. (15) – С. 7-11.
8. Глумова Е.П. Развитие внимания на уроках второго иностранного языка в школе / Е.П. Глумова, В.А. Сухарева // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сб. науч. тр. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 70-74 – текст: электронный [сайт]. -URL:https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73263586/_.pdf – (дата обращения: 30.03.2023).
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 164 с.
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
11. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
12. Гальскова, Н. Д. Технология целеполагания урока иностранного языка [Текст] / Н. Д. Гальскова, Д. К. Бартош // Иностранные языки в школе. – 2014. – №11. – С. 20 – 23.
13. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
14. Игна, О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку. Обучение грамматике английского языка [Текст] / О.Н. Игна, Е.В.Зырянова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 128 с.
15. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
16. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 30.03.2023).
17. Монигетти, А.В. Методический анализ урока по иностранному языку [Текст] / А.В. Монигетти. - Методическая мозаика (приложение к журналу «ИЯШ»). - No 7. - 2004. – С. 16.
18. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранные языки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
19. Мухортова, И. И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 30.03.2023).
20. Обучение иностранным языкам [Текст] / Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – С. 138-143.
21. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С. Полат. - Иностранные языки в школе. - 2000. - No 1. – С.32-38.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 30.03.2023).
23. Русина, П.И. Обучение иностранному языку младших школьников [Текст] / П.И. Русина. - Иностранные языки в школе. - 2004 - No2.- С.41- 46.
24. Солова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студ. пед. вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Солова. – М.: Астрель, 2008. – С. 10-16.
25. Соболева, А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению / А. В. Соболева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/11/789/ (дата обращения: 30.03.2023).
26. Усольцева, Д. А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения / Д. А. Усольцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44372/ (дата обращения: 30.03.2023).
27. Финкельштейн, В.М. Заинтересовать учеников [Текст] /В.М. Финкельштейн. - Английский язык в школе. - 2003. - No 2. - С. 17 – 21.
28. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
29. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
30. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.