Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном глобализирующемсямире формирования пространственного мышления детей школьного возраста приобретает особую значимость: ведь как раз оперирование внутренними различными образами лежит в основании большинства умственных действий детей младшего школьного возраста – от самого простого воспоминания до наиболее абстрактного рассуждения. Так, гармоничное развитие школьника начальных классов невозможно без развития у школьника пространственного мышления.
Итак, исходя из вышесказанного, целенаправленная деятельность над формированием пространственного мышления у школьников младших классов актуальна, так как служит основной хорошей школьной успеваемости. Для того, чтобы формировать пространственное мышление, следует использовать такие средства и методы, которые вызывали бы большой интерес со стороны младших школьников. Одним из таких средств, непременно является конструирование, именно конструирование содержит в себе созидательный характер и соответствует интересам и потребностям учащихся младших классов.
Следует отметить возросший интерес учёных в последнее время к проблеме формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. Однако единых взглядов на природу этого социально-педагогического феномена до сих пор нет, что обуславливает его более детальное и глубокое изучение. Предпосылки для этого изучения создают труды таких учёных, как А.В. Леонтьева, В.В. Ишковой, О.В. Камышевой, С.В. Погодиной и др.
Противоречие - широкий спектр применения Лего-конструктора в решении задач развитии детей, но недостаточно изучено слияние работы с Лего-конструктором на развитии пространственного мышления детей.
Целью данной работы является изучение процесса развития пространственного мышления детей 7-9 лет средствами Лего-конструирования в организациях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей 7-9 лет.
2. Обозначить особенности развития пространственного мышления детей 7-9 лет.
3. Рассмотреть средства развития пространственного мышления детей 7-9 лет.
4. Проанализировать потенциальные возможности Лего-конструктора в развитии пространственного мышления.
5. Изучить приемы работы с детьми по Лего-конструированию с целью развития пространственного мышления.
6. Рассмотреть педагогические условия использования Лего-конструирования в процессе развития пространственного мышления детей 7-9 лет в организации дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс развития пространственного мышления детей 7-9 лет.
Предмет исследования: развитие пространственного мышления детей 7-9 лет средствами Лего-конструирования в организациях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования включает в себя научные взгляды современных учёных, ретроспективный анализ доктринальных источников по проблеме, результаты исследований в области пространственного мышления детей 7-9 лет средствами Лего-конструирования в организациях дополнительного образования.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, двух глав заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты пространственного мышления детей 7-9 лет
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 7-9 лет
Дети младшего школьного возраста интенсивно развиваются. Касается это развития как анатомо-физиологических, так и психологических особенностей .
Меняется эндокринная система. В частности, увеличивается объем щитовидной железы, надпочечников, на пике активности паращитовидная железа. Постепенно выравнивается работа эпифиза. Половые железы находятся в нейтральном периоде своего развития и пока активного влияния на физиологические, психические особенности ребенка не оказывают.
Благодаря перечисленным выше изменениям расширяются резервные возможности большинства функций организма. Обменные процессы становятся более экономичными, рациональными, более согласованными становятся и процессы энергообеспечения, нормализуются процессы терморегуляции .
Дети в младшем школьном возрасте приобретают целый ряд важнейших психологических новообразований.
Это связано с существенными изменениями нервной системы. Так, растет объем спинного и головного мозга, завершается процесс миелинизации нервных волокон. В головном мозге постепенно созревает кора больших полушарий.
Младший школьный возраст называется сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к окружающему миру, навыков саморегуляции, организованности. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Младшие школьники активно включаются в игровую, трудовую деятельность, занятия искусством, спортом.
У детей младшего школьного возраста наблюдается переход мышления от конкретно-образного к словесно-логическому, рассуждающему. Очень важно в этот период сформировать у ребенка содержательно-теоретическое мышление, которое позволило бы ему понимать внутреннюю суть предметов, явлений, закономерности их функционирования.
Начало теоретического мышления связано с появлением интеллектуальной рефлексии, т.е. способности ребенка осознавать содержание своих действий .
На принципиально иной функциональный уровень переходит система анализа и обработки информации, в частности развивается анализ сенсорной информации. В частности, в младшем школьном возрасте происходит специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в сенсорном анализе, опознании, запечатлении, классификации. Это обеспечивает более высокую разрешающую способность, что повышает возможность восприятия новых сложных объектов, выработки новых сенсорных эталонов. Несмотря на прогрессивные изменения, система переработки информации в 7-8 лет остается еще незрелой, к началу обучения в школе ее возможности ограничены .
Черты незрелости имеют и механизмы внимания. Только с 9-10 лет произвольное внимание организуется по типу взрослого. Формирование механизма произвольного внимания происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Однако, достигнутый прогресс остается нестойким, произвольная деятельности, организованная с помощью внимания, вытесняется более интересными занятиями. Изменениям подвергается система произвольного запоминания, она переключается с непосредственного запоминания, которое свойственно дошкольникам на запоминание, связанное с конкретными смысловыми задачами.
Развитию подвергаются механизмы обеспечения специфической речевой деятельности. Формируется графическая форма речи, в чем большое значение имеет организация зрительно-пространственной деятельности, тонкая моторика, зрительно-моторная интеграция. Процессу мешает отсутствие четкой полушарной специализации. Формирование речи становится основой для формирования мышления. Для 7-8-летнего ребенка характерно образное мышление, основанное на восприятии, достигшем определенной зрелости .
Отличительными особенностями характеризуется и развитие личности ребенка. В частности, в 7-11 лет развивается мотивационно-потребностная сфера, самосознание детей, у них появляется стремление к самоутверждению, стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, ровесников.
Активно развивается самопознаний и личностная рефлексия, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Постепенно нормы поведения проявляются в виде внутренних требований к себе, развиваются высшие чувства такие как мораль, нравственность, эстетика .
1.2 Особенности развития пространственного мышления детей 7-9 лет
В когнитивной психологии познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение) определяют, как процессы, которые дают объективные знания об окружающем мире и организуют их в сознательный опыт.
Рассмотрим дефиницию мышления.
Мышление – высшая форма познания окружающей действительности, отражающая взаимосвязи между объектами и явлениями в обобщенной и опосредованной форме.
А.Н. Леонтьев считает, что мышление является процессом По определению А.Н. Леонтьева, «мышление – это процесс отображения объективной действительности, что составляет наивысшую ступень познания человека .
Имеется масса иных дефиниций, которые раскрывают само понятие мышления как «наивысший этап обрабатывания сообщения человеком», «процесс запас знаний охватывающего настоящего мира, ядро которого будут составлять образование и постоянное пополнение резерва взглядов а также представлений», «процесс определения взаимоотношений между объектами или же явлениями окружающей среды», «процесс отображения основных свойств предметов и взаимоотношений между ними, что приводит к возникновению различных представлений об объективной действительности» .
В философском понимании, как указывает А.Г. Спиркин, мышление представляет собой высшую познавательную способность, активный процесс, который направлен на обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в человеческом сознании
Единственной и всесторонне истинной дефиниции мышления не имеется. Все-таки типичной особенностью, а также отличительной гранью мышления, идя из массы вариантов дефиниции этого понятия, следует все считать способность индивида сориентироваться в новейших для индивида данных опыта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бабкина, Н. В. Логические задачи для развития интеллекта дошкольников / Н. В. Бабкина. – М. : Школьная пресса, 2016. – 24 с.
2. Бариева А. А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 228-230
3. Безруков М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений// М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1999. С. 40
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 62-76
7. Джеймс У. Мышление. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-639.html
8. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
9. Ишкова В.В. Математические игры и упражнения как средство развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста /В.В. Ишкова //MODERN SCIENCE. 2020 №4. С.257-259.
10. Камышева О.В. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников средствами Лего-конструирования /О.В. Камышева, Н.М. Клюшникова //Мир детства и образование. 2018. С.30-35.
11. Книга для учителя Lego Education 9689. Комплект заданий к набору «Простые механизмы». – 113 с.; ил. [сайт]. – URL: https://robo3.ru
12. Комарова, Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средством конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова. – Москва : Линка-Пресс, 2001. – 88 с
13. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2014. – 240 с.
14. Леонтьев А.Н. Мышление. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1557.html
15. Мельникова, О.В. Лего-конструирование. Программа, занятия / О.В. Мельникова. – Волгоград : Учитель, 2019
16. Мнсабирова В.Н. Объемная композиция из природных материалов как средство развития пространственного мышления младших школьников /В.Н. Минсабирова //Евразийское научное объединение. 2020. №2-6. С.380.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
18. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2014. – 352 с
19. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие/ И.М. Прищепа. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.
20. Романов Н.Н., Семенов Р.Р. Развитие пространственного мышления учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 173-174.
21. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
22. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М. : Высшая школа, 2011. ‒ 297 с.
23. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 185 с.
24. Тарапата В.В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты: учебно-методическое пособие / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. – 2-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2021. – 112 с.
25. Тарапата В. В. Пять уроков по робототехнике / В. В. Тарапата. - (Робототехника) // Информатика - Первое сентября. - 2014. - № 11. - С. 12-25.:табл. рис. фото
26. Фурзикова А.Р. Развитие пространственного мышления младших школьников средствами Лего-конструирования на уроках математики /А.Р. Фурзикова //Студенческая наука и XXI век. 2021. С.330.
27. Фешина Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду. Методическое пособие. / Е.В. Фешина. – М.: ТЦ Сфера, 2018. 144 с.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология). – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.