Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и этапы стратегического планирования на предприятии
В условиях рыночной экономики благополучие компании зависит от ее способности правильно оценивать свое текущее положение и перспективы на будущее, предвидеть возможные риски и адаптироваться в конкурентной среде. В этих условиях важность стратегического планирования в компании резко возрастает [21].
Стратегическое планирование - это особая форма плановой деятельности, заключающаяся в разработке стратегических решений, обеспечивающих цели и стратегии действий соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменениям внешней среды [1].
Стратегическое планирование имеет несколько характеристик:
- Стратегические планы разрабатываются на долгосрочную перспективу (5, 10, 15, 20 и более лет);
- Стратегическое планирование подразумевает достижение важных целей, от которых зависит выживание и социально-экономический прогресс планируемой цели;
- Стратегические цели связаны с объемом и структурой ресурсов (существующих и созданных в течение периода планирования), необходимых для их достижения;
- Стратегическое планирование является адаптивным; оно предвидит изменения в окружающей среде объекта планирования и разрабатывает меры адаптации к ним;
- При разработке стратегии учитывается влияние всех внешних факторов (положительных и отрицательных) на объект планирования, и рассматриваются действия, которые позволят ослабить негативное влияние этих факторов или воспользоваться их положительным влиянием;
В рамках деятельности компании стратегическое планирование выполняет важные функции [12]:
-определение направления деятельности организации, наиболее эффективных способов продвижения и сбыта ее продукции, позволяющих планировать количество продукции и устанавливать цены
- обеспечивает координацию различных подразделений и функциональных областей;
- Позволяет организации оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде;
- определяет альтернативные действия или комбинации действий, которые может предпринять организация; - определяет наилучший способ управления ресурсами организации; и - обеспечивает основу для распределения ресурсов.
- обеспечивает основу для распределения ресурсов; - обеспечивает основу для распределения ресурсов; - обеспечивает основу для распределения ресурсов; - обеспечивает основу для распределения ресурсов
- указывает на необходимость оценки предпринятых действий.
Процесс стратегического планирования представляет собой серию из трех основных этапов: стратегический анализ, постановка целей и стратегический выбор [18].
Первым шагом является систематический анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия с целью определения текущей ситуации и определения будущих перспектив функционирования и развития.
Постановка целей - это следующий этап стратегического анализа, после которого формируется стратегический план. Результатом этого этапа является видение желаемого состояния, которого субъект должен достичь за определенный промежуток времени.
Стратегический выбор является важным этапом стратегического планирования и напрямую связан с разработкой стратегии развития планируемого объекта. Процесс стратегического выбора включает в себя следующие этапы: формирование проекта стратегии, оценка проекта стратегии и выбор наиболее благоприятного варианта.
Выбор стратегии зависит от положения организации на рынке, ее финансовых возможностей и экономического состояния. Различные альтернативные стратегии можно свести к трем основным типам:
1. стратегия стабильности, которая применяется в развитых отраслях, когда риск низок и текущее положение компании удовлетворительное. Эта стратегия подразумевает сохранение существующего направления бизнеса.
2. Стратегия развития означает расширение предприятия, т.е. значительное улучшение показателей предыдущего периода. Это обеспечивается внедрением новых технологий, диверсификацией (расширением ассортимента продукции), приобретением смежных отраслей и рынков, а также слиянием компаний.
3 Стратегии сокращения персонала применяются для стабилизации организации в условиях высокого риска, стагнации или для выхода с рынка. Эта стратегия допускает сокращение штата за счет таких вариантов, как снижение затрат, сокращение числа увольнений (продажа подразделений), сокращение и переориентация деятельности, а также ликвидация бизнеса [6].
Следует отметить, что любая организация может выбрать одну стратегию или комбинировать несколько стратегий одновременно, что характерно для крупных диверсифицированных компаний [26].
Сегодня стратегическое планирование является важнейшим элементом обеспечения успеха любого предприятия. Благодаря стратегическому планированию компания может точно оценить потенциальные возможности, разработать эффективные производственные программы, скоординировать усилия всех сотрудников и отделов для достижения общих целей и разработать эффективные средства долгосрочного корпоративного развития.
Концепция стратегического планирования восходит к 1960-м годам и была широко применена в организационном управлении десятилетием позже; к началу 2000-х годов стратегическое планирование стало одним из наиболее распространенных и часто используемых методов управления в компаниях. Этот метод управления в настоящее время используется не только в коммерческих компаниях, но и в национальных и муниципальных организациях [3].
Сегодня стратегическое планирование - это сложный процесс, включающий все уровни управления в компании, все бизнес-процессы, происходящие в компании, все отделы, планы и проекты. Сложность задач по реализации этого процесса, оценка эффективности деятельности организации, формулирование целей и задач, создание планов по их реализации и адаптация к постоянно меняющимся внешним условиям - все это определяет требования стратегического планирования.
Концепция стратегического планирования не является фиксированной теоретической конструкцией. К настоящему времени существуют объективные предпосылки для переосмысления концепции стратегического планирования. Давайте теперь рассмотрим основные аспекты современного подхода к концепции стратегического планирования [20].
1. планирование и реализация возможностей. Стратегическое планирование - это процесс выявления и оценки возможностей для бизнеса, определения стратегических целей и разработки мероприятий по их реализации. В конечном счете, речь идет об определении того, как будут инвестироваться ресурсы для развития компании в соответствии с планом. Основная концепция стратегического планирования заключается в выявлении, разработке, оценке и планировании реализации всех имеющихся у предприятия возможностей для развития.
2. поиск подходящих возможностей для развития требует стратегического мышления и креативности. Креативность нелегка в крупной компании, поскольку она может быть отвергнута высшим руководством.
Стратегическим мышлением обычно занимаются эксперты в данной области, которые генерируют новые идеи, оценивают статус-кво и внедряют инновации. Необходимо организовать работу таких групп как часть процесса стратегического планирования, т.е. вовлекать их в формулирование и реализацию стратегий развития [15].
3. что внешняя среда сложна, динамична и нестабильна; что будущее неясно и неопределенна; что компании должны быть инновационными и гибкими; что они должны сосредоточиться на продуктах, клиентах, каналах распределения и продаж, партнерах и других действующих лицах; что рынки (отрасли) постоянно исчезают и появляются; что продукты, услуги, процессы и модели продаж постоянно меняются и т.д. Стратегическая логика - это уникальный подход к пониманию, концептуализации и реализации стратегий развития, основанных на этих обстоятельствах.
Стратегическая логика состоит из таких компонентов, как предпосылки для формирования стратегии, основные возможности компании, стратегические инициативы, ожидания участников работы и исходные условия для разработки стратегии [8].
4. создание синергии. Создание стратегического плана должно предусматривать формирование и реализацию набора эффектов, важных для предприятия. Стратегический план должен быть эффективным не с точки зрения ключевых показателей или увеличения рыночной стоимости, а с точки зрения качественных прорывов в операционной деятельности организации. Таким образом, синергетические эффекты, такие как слияния и поглощения, специализация технологий и тематик, диверсификация и концентрация, а также создание новых бизнес-моделей, могут стать основой стратегического управления на протяжении многих лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамов В.С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учеб. и практикум. – М.: Юрайт, 2021. – 270 с.
2.Алимов А.Н. Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. - Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2019. – 273 с.
3.Бабич О.В. Стратегический менеджмент современного предприятия: учебное пособие. - Брянск: Брянский государственный технический университет, 2020. – 96 с.
4.Борисова Е.В. «Стратегическое планирование в управлении экономическими системами» // Вестник Российского университета кооперации - 2020. - № 3 (25). - С. 1214.
5.Бызова М.С., Бухвостов Ю.В. Планирование инновационной деятельности. – М.: Издво Картуш, 2019. – 7881 с.
6.Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебник. - М.: Проспект, 2019. – 328 с.
7.Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
8.Дудин М. Н., Лясников Н. В., Широковских С. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. – 252 с.
9.Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Магистр, 2019. – 528 с.
10.Исаева Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2020. — 174 с.
11.Казакова Н. А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
12.Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами. - М.: ДМК Пресс, 2019. – 320 с.
13.Клавсуц И.Л. Стратегический менеджмент: учебник. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021. – 187 с.
14.Маврина И. М. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2021. – 129 с.
15.Магданов П.В. Проблемы и трудности внедрения стратегического планирования в российских компаниях // Вестник Пермского университета, - 2022. - № 8. - С. 90.
16.Мерзликина Г.С. Совершенствование системы стратегического планирования в условиях неопределенности // Известия Волгоградского государственного технического университета - 2021. - № 5. - С. 107110.
17.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2021 - 176с.
18.Невгод Е.А. Система «бережливого производства» как механизм комплексного совершенствования стратегического планирования предприятия» // Проблемы современной экономики - 2019. - № 282. - С. 12.
19.Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. - М.: Омега – Л., 2019.-306 с.
20.Палий В.Ф. Финансовый учет. – М.: Наука, 2022. – 482 с.
21.Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2021. – 407 с.
22.Романовский М.В. Финансы предприятий: Учебник. - СПб: Бизнес-пресса, 2022. - 358с.
23.Смагина М.В. Резервы повышения качества стратегического планирования // Концепт - 2021. - № 4. - С. 113.
24.Смирнова Е.В. Стратегическое планирование на предприятии. Инструменты реализации: монография. – Оренбург: ЭБС АСВ, 2020. – 212 c.
25.Ушакова О.А. Стратегическое планирование: учебное пособие. – Оренбург: ЭБС АСВ, 2019. – 258 c.
26.Шогенов Б.А. Теоретические проблемы стратегического планирования // Terra Economicus, - 2021. - № 22. - С. 357.