Фрагмент для ознакомления
2
. Теоретические аспекты роли региональных программ для регионального развития
1.1 Понятие и специфика региональных государственных программ
Несбалансированная социально-экономическая ситуация в регионе и необходимость освоения природных ресурсов, поддержания экологического баланса, улучшения региональной структуры и обеспечения занятости требуют использования новых и эффективных методов экономического воздействия. Среди них программный подход позволяет решать стратегические проблемы развития отдельных регионов квалифицированным и надежным способом и в сжатые сроки в рамках единой региональной политики государства [7].
Государственные региональные программы - это тип адресной комплексной программы, которая служит инструментом регулирования и управления экономическим, социальным, научным и технологическим развитием, формой экономической деятельности и способом определения приоритетов и сосредоточения ресурсов для решения неотложных, высокоприоритетных проблем [26].
Отличительная особенность государственных региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей и городов, которые играют важную роль в федеральном управлении и исходят из национальных и региональных интересов [17].
Мероприятия программы реализуются в границах географически ограниченных регионов (единиц административного деления Российской Федерации). Руководство разработкой и реализацией региональных программ осуществляется структурами административных органов регионов. Основным источником финансирования региональных программ являются государственные субсидии. Другими источниками являются иностранные и частные инвестиции.
По сравнению с национальными программами региональные программы характеризуются меньшей рабочей нагрузкой и затратами ресурсов и обладают следующими особенностями: адресность, точная адресность, ограниченные временные интервалы, увязанные с национальной концепцией регионального развития и региональной политикой России [1].
Описывая ситуацию в различных регионах России, мы можем выделить несколько региональных групп со специфическими характеристиками:
Первая группа - это наименее стабильные регионы, требующие серьезных мер государственного регулирования. Это регион Северного Кавказа, характеризующийся крайне слабой финансовой базой (самый низкий в России показатель взносов на душу населения (менее 50% от среднероссийского показателя), самым низким уровнем жизни, самым большим количеством беженцев и напряженной социально-психологической обстановкой из-за этнических конфликтов [22].
Ко второй группе относятся регионы с высоким риском в социальной сфере, а именно сердце Европейской части России (Северо-Запад, Центр, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Уральский регионы). Общими для этих регионов являются экономическая структура, недостаточно реагирующая на требования рынка, серьезный промышленный спад, быстро растущая безработица, высокая степень депопуляции и чрезмерная антропогенная нагрузка на окружающую среду.
Здесь, несмотря на меньшую напряженность, чем в первой группе регионов, резкий рост безработицы может усилиться и оказать негативное влияние на страну в целом [12].
Третья группа регионов - это Крайний Север и Дальний Восток. Крайний Север и Дальний Восток сталкиваются с очень серьезными специфическими проблемами: закрытие предприятий в связи с ликвидацией или резким сокращением государственных субсидий, перебои с поставками сырья и оборудования, хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с доставкой грузов, очень высокие цены на продовольствие и сырьевые товары, быстрый рост миграции из-за вышеуказанные условия, а, следовательно, и "вымывание" наиболее квалифицированного и мобильного персонала. Страна сталкивается с.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах и чрезмерные региональные диспропорции в социальных условиях угрожают существованию государства и приводят к его распаду. Таким образом, региональная политика направлена на подрыв внутриобщественных ориентаций и поддержание национальной целостности и единства [31].
Механизм реализации региональной программы адаптирован к комплексу региональных экономических и рыночных отношений и системе общероссийского рынка [14].
Национальная региональная программа сформулирована не для всех регионов, а только для ограниченного числа проблемных регионов. В отличие от многих других инструментов федеральной региональной политики, она направлена на решение текущих (тактических) проблем, а не стратегических вопросов регионального развития общегосударственного значения. Для некоторых регионов это экономическая реструктуризация; для других - преодоление хронической отсталости, оживление полюсов роста или освоение новых природных ресурсов. Программа предоставляет региональным и федеральным органам власти долгосрочные рекомендации по рутинной управленческой деятельности [36].
СССР обладал значительным опытом в разработке национальных региональных программ, таких как Урало-Кузнецкая связь, Ангаро-Енисейская проблема и Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Научная основа для построения таких программ в значительной степени сохраняется и сегодня. Однако условия для реализации разработанных программ сейчас качественно иные: отсутствие централизованного планирования и управления, многочисленные собственники и рыночная среда, открытость экономики и возросшая роль региональных и местных органов власти.
Инициаторами федеральных программ регионального развития часто являются федеральные административные органы. Обоснование предлагаемой программы включает в себя формирование наиболее важных проблем, требующих создания программы, анализ их причин, оценку возможной социальной и экономической эффективности программы, потребности в ресурсах и возможных источниках ее реализации, а также рекомендации относительно состава правительства заказчики, разработчики и исполнители программы [8].
В процессе разработки программы разрабатываются концепции, различные сценарии и прогнозы, а также применяются различные аналитические методы [28].
После завершения разработки проекта программы государственный заказчик координирует предусмотренную в нем деятельность и источники финансирования с федеральными министерствами, федеральными органами власти и органами штата, а также бизнес-структурами исполнителей программы. Проекты пересматриваются, и на основе результатов вносятся соответствующие изменения [19].
Основными недостатками в практике развития, особенно при реализации региональных программ, являются следующие
Выборочное осуществление программных мероприятий изменяет первоначальное намерение, структуру и конечные цели;
Задержки в создании механизмов реализации, особенно финансовых механизмов (например, гарантийных и залоговых фондов, "заполнения" иностранных кредитных линий и т.д.); и
Недостаточная координация между федеральными целевыми программами, параллельно реализуемыми в данном регионе; и
Отсутствие определенных правил распределения ограниченных финансовых ресурсов между отдельными программами; и
Недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и приведением полученных результатов в соответствие с целями программ [20].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Артюхов В.В. Рейтинги устойчивого развития регионов Российской Федерации. - М.: «Интерфакс», 2021 - 96 с.
2.Бреусова Е. А. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития // Концепт. – 2020. – Т. 2. – С. 511–515.
3. Брижатова, С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России: монография. - Барнаул : Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2020. - 91 с.
4.Волков Ю.Г. Региональные элиты в формировании стратегий регионального развития // Вестник Российской академии естественных наук. - 2020 - № 3 - С.4-7
5. Ворошилов, Н.В. Теоретические и практические аспекты оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований // Молодые ученые – экономике: сб. работ молодежной научной школы. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2021. – Вып. 21. – С. 66-88.
6.Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2021 - 275 с.
7.Гордин И.А., Толстых Ю.О., Люлькина Н.М. Анализ опыта формирования и реализации региональных программ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 23-28
8. Жиряева В.Е. Региональные программы поддержки сельского хозяйства в контексте правил ВТО // Санкт-Петербургского университета. Экономика – 2021 - № 7 – С. 117-121
9. Зубаревич Н.В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // Журнал SPERO. - 2021 - №9. - С. 7-22.
10.Иванов В.А. Методологические основы устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. - 2020 - №2. - С. 50-59.
11.Кашин В. и др. Регионы России: финансовые аспекты развития. - М.: Инфомарт, 2019.- 265 с.
12. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. - М.: ИНФРА-М, 2019 – 289 с.
13. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. и др. Региональная экономика и управление. - СПб.: Питер, 2020. – 177 с.
14.Кокорин, А.Г. Государственное регулирование социально-экономического развития муниципального образования (политэкономический аспект): дис. – Челябинск, 2020. – 162 с.
15. Кормановская, И.Р. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Вестник Новгородского государственного университета. – 2019. – Вып. № 37. – С. 10-13.
16.Куликова Е.С., Цицина О.В. Целевые региональные программы как форма воплощения маркетинга территории // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 5-2. – С. 419-422
17.Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. – 2021. – №3. – С. 27-29.
18.Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации .- М: Московский общественный научный фонд, 2022.- 91с.
19.Максимец Н.В., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления // Российское предпринимательство. -2022. - №21(219).-с. 32-36.
20.Маличенко И.П. Сравнительный анализ реализации региональных программ в российских областях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 11. – С. 3137-3154.
21.Пивень, И.Г. Методика оценки эффективности системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 3. – С. 333-338.
22.Попов Р. Региональный менеджмент. - Краснодар: Советская Кубань, 2020. - 384 с.
23.Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2019. – 258 c.
24.Разорвин И.В., Куликова Е.С. Особенности маркетинговых технологий территории // Аграрный вестник Урала. Экономика, изд-воУрГСХА. – 2022. – № 3. – С.81–82.
25.Разорвин И.В., Куликова Е.С., Светлаков А.Г. Субъекты территориального маркетинга, механизмы действия и реализации их экономических интересов // Аграрный вестник Урала. Экономика, изд-воУрГСХА. – 2022. – № 4. – С. 98–100.
26.Рисин И.Е. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – 176с.
27. Рязанцев И.П. Социально-экономические отношения «Регион–Центр»: теория, методология, анализ. - М.: Экономика, 2020. - 125 с.
28.Смагина М.Н. Теория и методология исследования закономерностей регионального развития: Монография. – Тамбов: ТГТУ, 2019 - 80 с.
29.Суспицын, С.А. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения // Регион: экономика и социология. – 2021. – № 3. – С. 3-20.
30.Ускова, Т.В. Региональная политика территориального развития: монография. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2020. – 156 с.
31.Усова Н.В. Теоретические аспекты и специфика маркетингового стратегического управления развитием территории // Муниципалитет: экономика и управление. – 2020. – № 4(9). – С. 50–55.
32. Федорова О.В.. Управление программами развития региона. Учебно-методическое пособие. - Калуга: Изд-во «Эйдос», 2019 – 122 с.
33.Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 2021. - 208 с.
34.Юсупов Р.М. Теоретико-методические аспекты разработки государственных программ на региональном уровне // Управление экономическими системами – 2021 - №7 – С. 67-73
35.Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва - https://krasstat.gks.ru/
36. Davis G.B., Olsen M.H. Management Information Systems: Conceptual foundations, Structure and Development. Second Edition, McGraw-Hill, London. – 2019 - Р. 32.