Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические основы охраны земель
1.1 Основные термины и содержание охраны земель и ее форм
Земля - самый важный объект человечества в материальном мире. Соответствующая ценность земли как объекта правоотношений должна регулироваться земельными отношениями, поскольку земля не может быть эквивалентна каким-либо природным благам или объектам. Поэтому уже в XIX веке русская юридическая мысль пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права [5].
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что в нескольких районах превышен экологически приемлемый уровень воздействия на землю, и существует реальный риск полного истощения и загрязнения земель. Сюда входит следующей: опустынивание земель (ущерб составляет 25 000 миллионов рублей в год), эрозия почв (25% всех сельскохозяйственных угодий подвержены эрозии и 44% опасны из-за эрозии), истощение плодородных слоев (потери около 0,6 тонны в год), переувлажнение почвы (более 19% всех сельскохозяйственных угодий), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% площади), затопление земель (около 1300 городов и других жилых районов районы)
Охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических и других мер, целью которых является рациональное использование земель, предотвращение изъятия земель из сельскохозяйственного оборота без законных оснований, защита земель от вредного воздействия и восстановление продуктивных земель, в том числе малоплодородных земель, а также защита воспроизводства земель в Российской Федерации и повышение коэффициента плодородия как основы жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующих территориях.
Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает, что перед использованием земли в качестве недвижимого имущества приоритет отдается охране земли (почвы), которая является неотъемлемой частью природной среды. Согласно этому кодексу, владение, пользование и распоряжение землей осуществляются землевладельцем свободно, но это не должно наносить ущерба природной среде.
Положения об охране земель в земельном законодательстве Российской Федерации изложены в главе II ЗК РФ. Размещение положений о правовой защите земли в начале закона о земле показывает, что государство проявляет все большую озабоченность по поводу этой деятельности.
Вопрос обеспечения национального экологического менеджмента на региональном государственно-административном уровне отражен в законодательстве областей России. К примеру, статья 6 Закона Тверской области «О системе государственной власти в Тверской области» предусматривает, что в компетенцию законодательного собрания области входит принятие законов о порядке предоставления и конфискации земли, использования других природных ресурсов и охраны природных объектов, имеющих феодальное, межрегиональное и региональное значение.
В обязанности юридической региональной администрации входит разработка и реализация планов по охране природы и рациональному использованию окружающей среды [12].
Для выполнения этих задач Законодательное собрание региона утвердило временное положение о надзоре за земельными отношениями в Тверской области. Одна из главных задач этого регламента - обеспечить рациональное использование и охрану земель.
Понимание того, что земля нуждается в защите как природный ресурс, не сразу пришло к современному обществу. Опыт прошлого века показал, что метод землепользования является сугубо утилитарным и прагматичным. В общественном сознании отсутствует понятие о последствиях неблагоприятного воздействия окружающей среды на землю.
Только в конце 20-го века международное сообщество внесло серьезные изменения в политику использования природных ресурсов. Теоретическим направлением стал параллельный принцип целей землепользования: земля является основой для хозяйственной и иной деятельности и является объектом естественной охраны окружающей среды [3].
Охрана земель осуществляется на основе комплексного отношения к землям как к сложной природной структуре с учетом их зонирования и региональных особенностей и преследует следующие цели (статья 2):
1.Предотвращать деградацию и беспорядок, нарушение землепользования и другие неблагоприятные последствия экономической деятельности;
2.Улучшать и восстанавливать деградированные, нарушенные или другие неблагоприятные последствия для земель, вызванные экономической деятельностью;
3.Стимулировать использование земли путем обеспечения защиты экосистем, способности земли становиться основным естественным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственной (деловой) основой экономики и другими видами деятельности.
Целью защиты земель является, с одной стороны, предотвращение неблагоприятного воздействия на землю, а с другой стороны, быстрое устранение таких неблагоприятных последствий, когда они возникают.
Земля Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующих территориях. Использование земли должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить защиту экосистем, способность земли использоваться в качестве средства сельскохозяйственного и лесного производства, а также основы для экономической и иной деятельности.
Гораздо легче предотвратить, чем устранить существующие нарушения. Поэтому профилактические меры, направленные на защиту земель, являются наиболее эффективными. Прежде всего, необходимо отметить, что использование и охрана земель представляют собой единое целое.
В Земельном законодательстве Российской Федерации одним из основных принципов являются требования, изложенные в нормах земельного законодательства, по обеспечению рационального использования и охраны земель. Этот принцип также отражен в нормах земельного права, то есть в требованиях по обеспечению рационального использования и охраны земель. Точно такие же положения определены на региональном уровне. Пункт 1 Норм земельного законодательства Тверской области следующие:
«В Тверской области установлены следующие цели, предусмотренные законом о земельных отношениях:
1. Управление земельными ресурсами и их охрана;
2. Уважение прав землевладельцев, пользователей и арендаторов».
В частности, право пользования землями сельскохозяйственного назначения включает в себя систему правового регулирования, регулирующую процедуры предоставления земель колхозам, совхозам и другим землепользователям, процесс их внутреннего использования в качестве основного средства производства, а также отношения, связанные с распределением доходов от внутреннего освоения земель [10].
Право на использование земель сельскохозяйственного назначения также включает владение землей и управление ею в рамках прав, предоставляемых законом, включая свод правил, которые предусматривают изменение и прекращение землепользования, защиту прав землепользователей и ответственность за несоблюдение требований к землепользованию. рациональное использование земли в сельском хозяйстве. Это определение является примером секторального подхода, используемого при определении прав землепользования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022).
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.04.2023).
5. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995).
Библиографический список
6. Бородин, С.С. Земельное право: общая часть : курс лекций / С.С. Бородин. - СПб. : СПбГУАП, 2020. – 318 с.
7. Бринчук, М.М. Экологическое право // СПС «КонсультантПлюс». – 2020. – С. 43-49.
8. Быстров, Г.Е. Такой Земельный кодекс России не нужен // Право и жизнь. – 2021. - № 39. – С. 23-27.
9. Веденин, Н.Н. Земельное право: вопросы и ответы / И.Н. Веденин. - М. : Юриспруденция, 2019. – 407 с.
10. Ерофеев, Б.В. Земельное право России / Б.В. Ерофеев. - М. : Юрайт, 2020. – 327 с.
11. Землякова, Л.Г. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель / Л.Г. Землякова. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. – 574 с.
12. Ибрагимов, К.Х. Некоторые аспекты классификации функций позитивного земельного права // Юрист. - 2019. - № 2. – С. 55-58.
13. Игнатьева, И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития / И.А. Игнатьева. - М. : Изд-во МГУ, 2021. – 164 с.
14. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. - М. : Юстицинформ, 2019. – 565 с.
15. Краснов, Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли / Н.И. Краснов, Г.С. Башмаков // Государство и право. - 2019. - № 10. – С. 32-37.
16. Пышьева, Е.С. Правовое регулирование мелиорации земель / Е.С. Пышьева. - М.: Наука, 2019. – 549 с.
17. Стамкулов, А.С. О понятии правовой охраны земель / А.С. Стамкулов. - Алма-Ата : Каз. ун-т, 2020. – 197 с.
18. Тихомиров, М.Ю. Охрана земель в Российской Федерации : практ. пособие / М.Ю. Тихомиров. - М. : Изд. М.Ю. Тихомирова, 2020. – 312 с.
19. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2019. – 176 с.
20. Фролов, М.А. Охрана земель как экологоправовой императив земельного законодательства // Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. Науковый часопис. - 2020. - № 3. – С. 14-33.