Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДЕНТИФИКАЦИИ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
1.1. Идентификация как психологический феномен
Идентификация между родителями и детьми – это процесс формирования и развития психологической связи между ними. Данный феномен исследуется в психологии уже довольно длительное время. Исследователи выделяют несколько теоретических подходов к идентификации, среди которых наиболее известными являются подходы З. Фрейда, Г.Г. Галкиной, Т.Г. Неретиной, А.И. Захарова, С.А. Козловой, И.С. Кона, Я. Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Т.А. Репина.
З. Фрейд считал, что идентификация является важной стадией развития личности и заключается в том, что ребенок стремится к тому, чтобы быть похожим на своего родителя-того, который обладает властью и авторитетом [28]. Г.Г. Галкина считает, что идентификация – это процесс усвоения ребенком образа своей семьи и социального окружения в целом. Т.Г. Неретина выделяет два типа идентификации: "положительную" и "отрицательную", в зависимости от того, соответствует ли образ, который усваивает ребенок, реальности или выдумке.
А.И. Захаров, С.А. Козлова, И.С. Кон, Я. Л. Коломинский, В.С. Мухина, Т.А. Репина уделяют внимание психологическому механизму идентификации и его связи с самооценкой ребенка. Они считают, что идентификация влияет на развитие личности ребенка и его психологическое благополучие.
Таким образом, идентификация между родителями и детьми является сложным психологическим феноменом, который требует детального изучения и анализа. Различные теоретические подходы к дан ной проблеме позволяют получить более полное понимание механизмов идентификации, ее особенностей и роли в развитии личности ребенка.
Среди авторов, которые затрагивали проблему идентификации между детьми и родителями, можно выделить А.И. Захарова, С.А. Козлову, И.С. Кона, Я. Л. Коломинского, В.С. Мухину, Т.А. Репину. Кроме того, данная проблема была подробно рассмотрена З. Фрейдом, Г.Г. Галкиной и Т.Г. Неретиной.
В своих трудах авторы подходят к идентификации как к процессу формирования и установления личностного самосознания, которое развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, в том числе и с родителями. Они выделяют такие составляющие идентификации, как сходство, идентичность, зеркальность, отождествление, принятие, а также сопоставление. Особое внимание авторы уделяют процессу идентификации с родительскими образами и их ролям в формировании личности ребенка.
З. Фрейд в своих трудах подчеркивал, что идентификация между детьми и родителями происходит на неосознаваемом уровне, и что она является необходимой для развития психической жизни ребенка. Он также выделял такие составляющие идентификации, как сексуальность и влияние родительского комплекса на формирование личности.
Г.Г. Галкина и Т.Г. Неретина в своих исследованиях обращают внимание на роль эмоций и эмоциональной связи между родителями и ребенком в процессе идентификации. Они также выделяют влияние социокультурных факторов на идентификационные процессы.
Таким образом, теоретические подходы к идентификации между детьми и родителями представлены в различных аспектах, и они позволяют получить более глубокое понимание этого сложного психологического феномена. В следующем пункте мы рассмотрим концепцию идентификации в контексте психоанализа, разработанную Зигмундом Фрейдом.
1.1.1. Концепция идентификации в психоанализе З. Фрейда
Идентификация - это ключевой термин в психоанализе Зигмунда Фрейда. Он использовал этот термин для описания процесса, при котором ребенок принимает на себя черты личности одного из родителей или других важных людей в его жизни. Фрейд утверждал, что этот процесс является необходимым для формирования личности ребенка.
Согласно Фрейду, идентификация происходит в три этапа. На первом этапе, который начинается в детстве, ребенок принимает на себя черты личности своих родителей. На втором этапе, который происходит в подростковом возрасте, ребенок начинает идентифицироваться с другими людьми, такими как учителя, друзья или знакомые. На третьем этапе, который начинается во взрослом возрасте, идентификация принимает форму принятия на себя профессиональных, культурных и социальных ролей.
Фрейд считал, что идентификация является ключевым процессом в формировании личности, и что недостаточное или неправильное формирование идентификации может привести к психологическим проблемам, таким как низкая самооценка, тревожность и депрессия.
Однако, несмотря на значительное влияние Фрейда на развитие психологии, его теория не лишена критики. Критики утверждают, что Фрейд переоценивал влияние родителей на личность ребенка и что идентификация может быть сложнее, чем просто принятие на себя черт личности одного из родителей.
Тем не менее, концепция идентификации в психоанализе Фрейда остается значимой и используется в современных исследованиях в области развития личности и психологии семьи.
Согласно концепции Фрейда, идентификация – это процесс восприятия ребенком своего родителя, который затем влияет на формирование его собственной личности. Фрейд считал, что ребенок воспринимает родителя через призму своих собственных желаний и потребностей. Таким образом, ребенок в итоге «идентифицируется» с родителем, что влияет на его личностный рост и развитие.
Идентификация в контексте психоанализа может быть положительной или отрицательной. Положительная идентификация происходит, когда ребенок идентифицируется с родителем, который является образцом для подражания. Отрицательная идентификация возникает, когда ребенок идентифицируется с родителем, которого он хочет преодолеть или отторгнуть.
Идентификация с родителями может оказывать влияние на различные аспекты личности ребенка, такие как эмоции, поведение, мировоззрение и т.д., например, ребенок, который идентифицируется с родителем, который проявляет агрессию, может также стать агрессивным в своем поведении.
Таким образом, концепция идентификации, разработанная Фрейдом, является важным вкладом в изучение психологии личности и отношений между родителями и детьми. Однако, стоит учитывать, что в настоящее время данная концепция не лишена критики, и многие исследователи различных школ психологии предлагают свои взгляды на этот вопрос.
Важно отметить, что идентификация между родителями и детьми может влиять на многие аспекты жизни ребенка, такие как его самооценка, социальные отношения, выбор профессии и т.д. Кроме того, идентификация может оказывать влияние на отношения родителей с детьми, в том числе на их эмоциональную близость и общение. Поэтому важно учитывать этот феномен при воспитании детей и взаимодействии с ними.
В современных исследованиях также выделяются такие аспекты идентификации, как гендерная идентификация, этническая идентичность и т.д. Эти аспекты могут влиять на формирование личности ребенка и его отношения с родителями.
Несмотря на то, что идентификация между родителями и детьми является сложным психологическим феноменом, существует множество подходов и методик для его изучения и анализа. Важно понимать, что каждый ребенок уникален и может воспринимать идентификацию по-разному, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его семьи при изучении данного феномена.
Таким образом, в данном разделе были рассмотрены различные теоретические подходы к идентификации между родителями и детьми. Идентификация как психологический феномен является сложным и многогранным, и ее исследование требует системного подхода. Различные теоретические концепции, такие как психоанализ Зигмунда Фрейда, теория аффективного привязанности Джона Боулби и теория субъект-объектных отношений Роберта Строуда, позволяют получить более глубокое понимание этого явления. Однако, дальнейшие исследования в этой области необходимы для более полного понимания идентификации между родителями и детьми.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. — Москва: Прометей, 2018. — 708 c. — ISBN 978-5-906879-68-4. — Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/94514.html (дата обращения: 02.04.2023)
2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2009.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
4. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981.
5. Введение в психологию: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.Л. Рубинштейна. – 6-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 896 с.
6. Волошина, Н.К. Гендерная социализация мальчиков и девочек в условиях раздельно-параллельного обучения и воспитания в начальной школе : [монография] / Н. К. Волошина, Н. П. Шишлянникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". - Абакан : Издательство ФГБОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2021. - 112 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б., Зверева М. В. Психология семьи: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 287 с.
8. Жукова М.А. Специфика детско-родительских отношений в современных семьях // Вестник Пермского университета. Серия: Психология. – 2011. – № 4 (14). – С. 68-74.
9. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982. - № 1.
10. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1986. - 128 c.
11. Калюжный, А.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Калюжный. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 322 c. – 978-5-4486-0138-5. – Режим доступа URL: http://www.iprbookshop.ru/72814.html (дата обращения: 02.04.2023).
12. Каратаева, Н. А. Формирование этнокультурной идентичности детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной культуры: монография / Н. А. Каратаева, Л. Г. Касьянова, М. А. Забоева; Министерство просвещения Российской Федерации, Шадринский государственный педагогический университет, Институт психологии и педагогики. - Шадринск: ШГПУ, 2020. - 131 с.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика; Академия - Москва, 2012. - 416 c.
14. Козлова С.А. «Я - человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1.
15. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. - М.: Прайм-Еврознак, 2014. - 137 c.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
17. Кон И.С. Родительская психология. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Академический проспект. 2019. – 420 с.
19. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. М.: Издательство Смысл. 2019. – 432 с.
20. Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова [и др.]; [ответственный редактор И. А. Кувшинова]. - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2021. - 350 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.
22. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985.
23. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1973.
24. Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А. Сосновского. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.- (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-7513-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470314 (дата обращения: 02.04.2023).
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 688 с.
26. Склярова, Т.В. Возрастная психология. От рождения до старости. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2022. - 221 с.
27. Смыковская И.М. Методологические и теоретические проблемы изучения детско-родительских отношений // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 4. – С. 3-14.
28. Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.
29. Шамовская, Т. В. Психология развития личности. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022.
30. Яркеев, А.В. Реклама в аспекте психоаналитических теорий: учебное пособие / А. В. Яркеев; Министерство науки и вычшего образования РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Институт социальных коммуникаций. - Ижевск: Удмуртский университет, 2020. - 207 с.