Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания у старших дошкольников уважительного отношения к пожилым
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина жизненный цикл человека делится на несколько периодов: 1. Раннее детство – 0 - 3 года. При этом здесь целесообразно выделять период новорожденности – 0 - 2 месяца, младенчество – 2 месяца – 1 год, раннее детство – 1 - 3 года; 2. Эпоха детства – 3 - 11 лет. Этот период связан с социальными институтами системы образования. Так важно отметить дошкольное детство – 3 - 7 лет, младший школьный возраст – 7 - 11 лет; 3. Эпоха подростничества – 11 - 17 лет. Этот период детства так же подразделяется на два – младший подростковый возраст – 12 - 15 лет и старший подростковый возраст – 15 - 17 лет [9].
Анализируя возрастные периодизации, важно отметить, что ряд ученых делят дошкольный возраст на два периода: 1. Младший дошкольный – 3 - 4 года; 2. Старший дошкольный – 5 - 7 лет. При этом для каждого из этих подпериодов свойственны специфические психолого - педагогические характеристики, рассмотрим их более детально. Младший дошкольный возраст начинается кризисом 3 - х лет, где ребенок переживает еще один этап сепарации от взрослого, при этом потребность в нем еще сохраняется на высоком уровне.
При этом для младшего дошкольного возраста характерно:
1. Повышается интерес к режимным моментам и соблюдению режима дня;
2. Работоспособность совершенствуется;
3. Чаще проявляется любознательность, формируется интерес к миру [4].
При этом способность к волевым усилиям еще снижена, необходимо систематически поддерживать интерес к деятельности. В то время как старший дошкольный возраст становится периодом более содержательного развития психических функций и деятельности в целом.
Все физиологические системы ребенка в этом возрасте развиваются очень активно, изменения происходят в:
1. Нервной системе;
2. Сердечно - сосудистой системе;
3. Эндокринной системе;
4. Опорно - двигательной системе [3].
Изменяется рост и вес ребенка, ребенок становится более пропорциональным, при этом высшая психическая деятельность так же значительно совершенствуется. Организм постепенно готовится к более сложно устроенной деятельности, интенсивной умственной деятельности, которая ожидает ребенка в школе [5].
Значимость старшего дошкольного возраста определяется сензитивностью развития таких познавательных функций, как:
1. Память;
2. Воображение;
3. Мышление;
4. Внимание;
5. Восприятие.
Важно обратить внимание на то, что развитие этих процессов происходит непосредственно в форме игры, по средствам ее усложнения. При этом игровой материал становится значительно сложнее в интеллектуальном плане и у ребенка возникает необходимость в усиленной интеллектуальной деятельности [2].
В старшем дошкольном возрасте развитие логического мышления происходит с помощью конструирования, складывания узоров по образцу. Именно такие виды деятельности способствуют гармоничному развитию психики ребенка. Для старшего дошкольного возраста свойственно развитие словесно - логического мышления. То есть ребенок начинает осмыслять мир через словесные выражения и рассуждения. Именно в этот период ребенок учится воспринимать вербальные связи между предметами, которые невозможно проиллюстрировать наглядно. При этом активно развивается диалогическая речи и начинает формироваться монологическая.
По мнению Л.С. Выготского, Л.И. Божович ведущим видом деятельности остается сюжетно - ролевая игра. В процессе этой деятельности ребенок начинает осваивать социальные роли в процессе игровых ситуаций. Дети осваивают умение следовать установленным правилам, выстраивать заданную модель поведения, следовать роли. При этом в игре прослеживается несколько сюжетных линий [7].
Важным видом игры в старшем дошкольном возрасте кроме сюжетно - ролевой, становится игра с правилами. «Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребёнка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте» [4, с. 184].
Важно обратить внимание на то, что старший дошкольный возраст является ключевым и для развития личностных качеств ребенка:
1. Формируется устойчивая структура личности;
2. У ребенка появляются новые социальные потребности: потребность в уважении, как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников. Старшие дошкольники активно интересуются коллективными формами деятельности; возникает новый (косвенный) тип мотивации, лежащий в основе произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступает не так, как ему хочется в данный момент, а так, как необходимо. Например, ребенок хочет посмотреть мультики, но мама просит его поиграть с младшим братом или сходить в магазин [7, с. 64].
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального Я, формирование внутренней социальной позиции. Дошкольник впервые осознает несоответствие того, какое положение он занимает среди других людей, и каковы его реальные возможности и желания. Возникает стремление занять более «взрослую» жизненную позицию [4, с. 137]. Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и формируется соответствующее отношение к успехам и неудачам в деятельности (одним свойственно стремиться к успеху, а другим важнее избегать неудач и неприятных ситуаций). опыты). В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» – «какой я есть»), но и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят окружающие. быть (образ идеального «Я» – «каким я хотел бы быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия [6, с. 147].
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – умения анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и поступки с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка старших дошкольников становится более реалистичной, привычной. ситуации и привычные виды деятельности подходят адекватно. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности у них завышается самооценка [5, с. 91]
Одним из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте является расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, мы имеем в виду общий результат мыслительных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем мире [2, с. 241]. Также важным условием формирования самосознания является психическое развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания и проговаривать их. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и отыгрывать роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения [1, с. 150].
В целом для детей старшего дошкольного возраста характерна общительность и потребность в дружбе. Общение развивается как вид деятельности (М. И. Лисина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. Г. Рузская). Общение друг с другом имеет большое значение для детей 5-7 лет. К концу старшего дошкольного возраста у детей формируется новая форма общения, которая называется бесситуативно-деловой. Примерно половина вербальных обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, оценивают качества и поступки других [8, с.71].
Таким образом, у детей появляется словарный запас, необходимый для свободного общения, формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и отношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключаются в появлении произвольности психических процессов – способности управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение представления о себе, его образ «Я».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» / Е.А. Алябьева. – М.: Инфа-М, 2003. – 240 с.
2. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения / В.В. Бархатова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 41-44.
3. Болотина Л.Р. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.» / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 320 с.
4. Буре Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 2004. – 189 с.
5. Васильева Л. Г. Азбука вежливости / Л.Г. Васильева. – М.: Просвещение, 2005. – 404 с.
6. Васильева М. А.Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова. – М.: Педагогика, 2005. – 127 с.
7. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Академия, 2001. – 654 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка : учебное пособие / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2006. – 512 с.
9. Ермолаева М.В. Психологическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина . – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 478 с.
10. Захараш Т. В. «Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста» / Т.В. Захараш. - М.: Наука, 2004. – 314 с.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1998. – 270 с.
12. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 18-27.
13. Котова Е. В. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей» / Е.В. Котова. – М.: Просвещения, 2007. – 452 с.
14. Киянченко Е. А. «Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников». / Е.А. Киянченко // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Психология, 2004. – 128 с.
15. Кулькова В.А.»Хорплоша»./ В.А. Кулькова //Д.В. – 2007. – № 6. С. 125-129.
16. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: Академия, 2001. – 250 с.
17. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». / И.Н. Курочкина //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С.31-43.
18. Лаврентьева М. В. «Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста». / М.В. Лаврентьева //Детский сад от А до Я. -2004. -№ 4. - С.11-15.