Фрагмент для ознакомления
2
1.Законодательный орган в субъектах РФ: нормативно-правовая основа, порядок формирования, структура и состав
Конституция РФ использует различные термины для обозначения законодательных органов учредительных органов. Так, в статье 66.2 они именуются законодательными (представительными) органами. Эта же терминология используется в статье 104, где перечислены субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, и в статье 134, где перечислены субъекты, обладающие правом внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ. Термин «законодательный орган автономной области или автономного округа» используется в статье 66, пункт 3, а «представительный орган государственной власти» - в статьях 77, 95, пункт 2, и 97, пункт 2. Наконец, в статье 125 говорится о праве обращаться в Конституционный Суд РФ за толкованием Конституции РФ и вводится термин «законодательный орган субъекта Российской Федерации». Эта же терминология используется и в статье 136, где говорится об одобрении поправок к главам с 3 по 8 Конституции РФ .
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ воплощают в себе представительство народа и выполняют преимущественно законодательные функции. Его место в системе государственной власти определяется принципом разделения властей, закрепленным во всех конституциях и уставах. Однако законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ различаются по своим полномочиям и особенно по взаимоотношениям с органами исполнительной власти. Различия касаются также организационной формы законодательного процесса и порядка рассмотрения вопросов .
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Федерального Собрания, а в регионах - Законодательным Собранием (парламентом).
Закон устанавливает, что законодательный орган государственной власти является высшим и единственным постоянно действующим законодательным органом субъектов Российской Федерации. Его наименование и структура должны быть установлены конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, этнических и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Основной функцией законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является законодательство. В сфере субъектов только эти органы имеют право принимать законы, вносить в них изменения и дополнения. Законодательная власть не нова для республик (бывших автономных республик, республик в составе Российской Федерации, а затем Российской Федерации), но только после принятия Конституции РФ в 1993 году другие субъекты России получили возможность законодательной инициативы. Конституция устанавливает, что края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои уставы и законодательство (статья 5.2 Конституции РФ).
В соответствии с законами субъектов РФ парламент субъекта:
a) утверждает отчет об исполнении бюджета субъекта РФ и его исполнении, представляемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а если его должность не установлена, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
б) устанавливает основы организации и деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с конституцией субъекта Российской Федерации
в) устанавливает порядок выборов органов местного самоуправления на территории субъекта РФ и определяет порядок деятельности органов местного самоуправления в пределах компетенции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
г) утверждает программу социально-экономического развития субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
д) устанавливать налоги и сборы, установление которых федеральным законом отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, и порядок их взимания
е) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и денежных фондов субъектов РФ и утверждает отчеты о расходовании их средств
ж) устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом субъектов РФ (в том числе долями (акциями, паями) субъектов РФ в капитале хозяйственных обществ, товариществ, иных организаций и организационно-правовых форм предприятий)
з) утверждает заключение и расторжение договоров субъектов Российской Федерации
и) устанавливает порядок назначения субъектов РФ и проведения референдума
к) устанавливает порядок проведения выборов законодательных органов государственной власти субъектов РФ и выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации
л) устанавливает административно-территориальное устройство субъектов РФ и порядок его изменения
м) утверждает план управления субъектами РФ и определяет структуру высших исполнительных органов ее государственной власти.
Можно перечислить следующие функции законодательных органов в субъектах Российской Федерации:
1. Основная функция. В течение срока своих полномочий заместитель Председателя не может занимать должность заместителя Председателя Государственной Думы Российской Федерации, судьи, иную государственную должность Российской Федерации, иную государственную должность Федеральной государственной службы, иную государственную должность субъекта Российской Федерации, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Если деятельность депутатов является профессиональной постоянной, то такие депутаты не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Число депутатов законодательных органов определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации; срок полномочий депутата одного созыва определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пяти лет. Число депутатов, постоянно исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, определяется законодательными органами самостоятельно. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ являются правомочными, если избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов .
2. Примат закона в системе правовых актов дает законодательной власти определенные преимущества перед другими властными структурами. Более того, можно утверждать, что она оказывает существенное направляющее влияние на исполнительную власть в процессе реализации ее законодательных функций. Особое значение имеет тот факт, что законодательная власть осуществляет право принимать программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, региональные бюджеты, вопросы утверждения и назначения руководителей органов исполнительной власти. Однако в то же время законодательный орган испытывает влияние исполнительной власти при внесении законопроектов о социально-экономическом развитии и бюджете, а также в других случаях при осуществлении законодательной инициативы. Автономия законодательной власти не является абсолютной. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации, как на региональном, так и на федеральном уровнях, имеют общие конституционные задачи и цели. Поэтому они не должны вступать в конфликт друг с другом ;
3. функциональная деятельность законодательных органов обусловлена общественной необходимостью установления вполне определенных правил поведения граждан и юридических лиц
4. функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ ограничена их территорией. В отличие от органов исполнительной власти, они организационно не связаны с Федеральным Собранием;
5. функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ во многом зависит от работы их организационной структуры, особенно юридического и аналитического отделов. В этих отделах сосредоточены компетентные кадры, способные гарантировать выполнение законодательных функций Собранием ;
6. Функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ в определенной степени может быть связана с установлением публично-правовой ответственности перед избирателями. Отдельные элементы этой правовой системы известны давно. К ним относится роспуск парламентских или иных законодательных органов .
Законодательная инициатива в законодательных органах субъектов РФ принадлежит депутатам, высшим исполнительным органам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов), представительным органам местного самоуправления. Конституция (устав) субъекта РФ может предоставлять законодательную инициативу другим органам, государственным органам и гражданам, проживающим на территории субъекта РФ .
Члены Палаты депутатов избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законодательством.
Федеральный законодатель устанавливает правила определения числа депутатов, которое определяется числом зарегистрированных избирателей на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно быть:
а) не менее 15 и не более 50 делегатов - если число избирателей менее 15
500,000;
б) от 25 до 70 делегатов - если число избирателей составляет 500 000 или более
500 000, но менее 1 000 000 избирателей
в) от 35 до 90 делегатов - при числе избирателей 1,000,000, но не менее 2,000,000 избирателей
г) 45, но не более 110 делегатов - от числа избирателей, имеющих право голоса.
д) не менее 45 и не более 110 делегатов - если число избирателей превышает 2 миллиона.
Федеральный закон ограничивает срок полномочий делегата в одном созыве пятью годами. Следует отметить, что такой срок полномочий выбирают большинство субъектов Российской Федерации. Для формирования региональных собраний установлен смешанный порядок. Статья 4 Федерального закона об общих принципах
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не менее 25% депутатов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ должны составлять женщины.
Не менее 25 процентов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (в случае двухпалатных законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) должны составлять женщины.
Кандидаты, включенные в список кандидатов, избираются на первичных выборах пропорционально числу голосов, поданных за список кандидатов, представленный избирательным объединением в соответствии с Избирательным кодексом. Это правило не применяется только к двум организациям - Москве и Санкт-Петербургу, которые являются городами федерального значения. Отметим, что данный процент был изменен в 2013 году. До этого времени на выборах по пропорциональному представительству должно было быть избрано не менее 50% членов региональных советов.
До этих реформ выборы в большинстве избирательных округов РФ основывались на принципе мажоритарного голосования, при котором избиратели отдавали свои голоса за определенного кандидата в своем округе. По мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший 50% поданных голосов, избранным считается кандидат, получивший более 50% поданных голосов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2019.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999.
3. Афанасьев М. Российская провинция: передел власти или государственное строительство // Власть. 1994. № 6. C. 46–48.
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М), 2002. - 800 с.
5. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2015. —164 с
6. Булаков О.Н. Парламентское право России: курс лекций / О.Н. Булаков, Рязанцев И.Н. — М.: Юстицинформ, 2007. — 296 с
7. Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М.: Городец-издат, 2001. 288 с.
8. Гельман А. Органы государственной власти субъектов РФ: учеб. материалы / под ред. В. Гельмана, А. Кузьмина, Г. Люхтерхарда, С. Рыженкова. М.: ИГПИ, 1998. 144 с.
9. Гончаров Д. В. Легислатуры в российских регионах: институциональная оценка. URL: http://www.kazanfed.ru / publications/ kazanfederalist/n14–15/25, 129503
10. Гранкин И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации» выделяет следующие функции законодательных органов в субъектах РФ // Журнал российского права, N 4-5, 2005.
11. Додонов В. Н. Конституционное право. Справочник. -- М.: Юристъ, 1999. с. 46.
12. Еремеев Ю. Н. Особенности организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Дневник АШПИ. 2001. № 13/14. С. 273–274.
13. Кокотов А.Н. Парламентское право России / отв. ред. А.Н. Кокотов. — Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2008. — 280 с.
14. Куколев И. Региональные элиты: борьба за ведущие роли продолжается // Власть. 1996. № 1. С. 46–52
15. Лебедев В. А., Ройзман Н. В. Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса в Российской Федерации. — Челябинск, 2010. — С. 47-48
16. Лысенко В. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть // Государство и право. 1995. № 10. С. 62–68
17. Малый А.Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации / А.Ф. Малый. — Архангельск, 1999. — 189 с.
18. Малый А. Ф., Гмырин М. А. Организация областного парламента. Архангельск, 2001. 206 с.
19. Петров Н. В. Выборы представительных органов власти регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 3. С. 25–34.
20. Романовский Г.Б. Конституционное и муниципальное право. —2011. — № 11. — С. 78–79.
21. Романовский Г.Б. Изменение устава (конституции) субъекта Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект / Г.Б. Романовский // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 9. — С. 19
22. Романовский Г.Б. К вопросу о порядке вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации (на примере Пензенской области) / Г.Б. Романовский // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 4. — С. 11-14.
23. Чернышов Ю. Г. Парламент и демократия: история и современность // Дневник АШПИ. 1999. № 7. С. 3–11.