Фрагмент для ознакомления
2
ВЕДЕНИЕ
Иммунизация является одной из наиболее успешных мер общественного здравоохранения, но за последнее десятилетие прогресса в этой области не наблюдается.
В 2020 г. вакцинацию не прошли 23 миллиона детей, что на 3,7 миллиона больше, чем в 2019 г., и является самым высоким показателем с 2009 г [1].
В течение 2020 г. около 83% детей грудного возраста в мире получили три дозы вакцины против коклюша-дифтерии-столбняка, защитившие их от инфекционных заболеваний, которые могут приводить к инвалидности или смерти.
В 2020 г. первую дозу вакцины АКДС не получили 17,1 миллиона младенцев, а еще 5,6 миллиона младенцев были вакцинированы лишь частично.
Глобальный охват вакцинации детей снизился с 86% в 2019 г. до 83% в 2020 г.
Согласно ВОЗ 23 миллиона детей в возрасте до 1 года не получили основных вакцин, что является самым высоким показателем с 2009 г. В 2020 г. число непривитых детей увеличилось на 3,4 миллиона [1]. 1,5 миллиона детей умирают от заболеваний, предупреждаемых с помощью вакцин. В последнее время повышение количества инфекционных заболеваний связано с отказом от вакцинации [2].
Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от кори, дифтерии, столбняка и коклюша. Проведение иммунопрофилактики помогло освободить различные страны, в том числе и Российскую Федерацию от оспы и полиомиелита, а заболеваемость и смертность многими инфекционными заболеваниями значительно уменьшилась.
Именно для непривитых детей представляют смертельную опасность такие инфекции как вирусный гепатит В, дифтерия, корь, коклюш, ветряная оспа, пневмококковая инфекция и менингококковая. На сегодняшний день в Российской Федерации охват профилактическими прививками среди детей достаточно высокий, однако существуют значительные недостатки в проведении вакцинации, влияющие на качество иммунопрофилактики. Приверженность населения к вакцинации имеет низкий уровень. Причинами этому является как антивакцинальная пропаганда, так и негативные настроения и недостаточная осведомленность медицинских сотрудников (в частности медицинских сестер) в теме иммунопрофилактики.
Опасность ситуации заключается в наличии осложнений инфекций, возникающих у непривитых детей, и в широком распространении заболевания при неэффективности популяционного иммунитета. Поэтому, актуальность изучения роли медицинской сестры в мотивации родителей к вакцинации детей несомненна, так как именно медицинские сестры зачастую становятся специалистами, ответственными за процесс организации вакцинации, и являются основными лицами в просвещении родителей в вопросах профилактической эффективности вакцин и их безопасности.
Цель исследования: изучить роль медицинской сестры в мотивации родителей к вакцинации детей
Задачи:
изучить теоретические основы иммунопрофилактики
рассмотреть деятельность медицинских сестер при вакцинации детского населения
проанализировать роль медицинской сестры в мотивации родителей к вакцинации детей
разработать материалы для санитарно-просветительной работы медицинской сестры по увеличению охвата населения вакцинацией
Объект исследования: процесс иммунизации населения детского возраста
Предмет изучения: деятельность медицинской сестры по вакцинации детского населения
Методы исследования:
научно-теоретический анализ медицинской литературы по теме исследования, анализ статистических данных
ГЛАВА 1. ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Иммунопрофилактика детского населения: основные понятия
Иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее – иммунопрофилактика) – это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок [3].
Иммунопрофилактика бывает:
а) специфическая
б) активная
в) пассивная
г) неспецифическая
Профилактические прививки – это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Специфическая иммунопрофилактика представляет собой вид профилактики инфекционных заболеваний, который непосредственно связан с созданием в организме человека невосприимчивости (иммунитета) к определенной инфекции с помощью иммунизации.
Активная специфическая иммунопрофилактика (вакцинация) – это введение в организм человека вакцины (живые ослабленные микроорганизмы или антиген возбудителя), после чего происходит образование специфических антител, которые препятствуют развитию инфекционного заболевания (корь, краснуха, туберкулез).
Пассивная специфическая иммунопрофилактика (вакцинация) – это создание искусственного (пассивного) иммунитета путем введения иммунных сывороток, сывороточных препаратов или плазмы. Используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (столбняк).
Неспецифическая иммунопрофилактика представляет собой совокупность различных методов стимуляции скрытого резерва защитных сил организма и их совершенствования.
Организация иммунопрофилактики в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона № 323‐ФЗ от 1 ноября 2002 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. № 157‐ФЗ с изменениями от 14 декабря 2015 г.[4,3].
Согласно ст.30 Федерального закона № 323‐ФЗ от 1 ноября 2002 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ»: Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, медицинскими организациями, путем разработки и реализации мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний. В том числе в рамках программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям [4].
Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики указаны в ст.5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. № 157‐ФЗ. Согласно настоящей статье граждане имеют право
на получение полной и объективной информации от медицинских работников по поводу вакцинации
на выбор медицинской организации
медицинский осмотр перед прививкой
социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений
отказ от профилактических прививок
В случае отказа от профилактических прививок гражданам могут временно отказать в приеме в образовательную организацию (при угрозе возникновения эпидемий) [3].
При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны выполнять предписания медицинских работников и подтверждать отказ от профилактических прививок в письменной форме.
На сегодняшний день вакцинация является незаменимым мероприятием для предупреждения распространения и ликвидации инфекционных заболеваний.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Охват иммунизацией. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный доступ]. 2022. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/immunization-coverage (дата обращения 28.03.2023)
2. Данилина А.А., Сидорова К.В. Проблема отношения населения к вакцинации. Forcipe. Том 2. Спецвыпуск 2019. [Электронный доступ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otnosheniya-naseleniya-k-vaktsinatsii (дата обращения 28.03.2023)
3. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». [Электронный доступ]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (дата обращения 28.03.2023)
4. Федеральный закон № 323‐ФЗ от 1 ноября 2002 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ». [Электронный доступ]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 28.03.2023)
5. Прививка от ротавируса детям. Центр вакцинации инпромед. [Электронный доступ]. URL: https://www.vse-privivki.ru/privivka-ot-rotavirusa-detyam.php (дата обращения 28.03.2023)
6. Организация работы по проведению профилактических прививок: пособие для студентов и клинических ординаторов / Марунич Н.А., Матеишен Р.С., Романцова Е.Б., Фигурнова Е.В., — Благовещенск: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, 2020г. – 96с.
7. Прививки от гепатита А: схема вакцинации, побочные действия, противопоказания. 2019. [Электронный доступ]. URL: https://medsi.ru/articles/privivki-ot-gepatita-a-skhema-vaktsinatsii-pobochnye-deystviya-protivopokazaniya/ (дата обращения 28.03.2023)
8. Министерство Здравоохранения Российской Федерации Приказ от 6 декабря 2021 г. № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок». [Электронный доступ]. URL: https://npcmed.ru/images/2022/06/12_kalendar_privivok.pdf (дата обращения 29.03.2023)
9. Региональный календарь детских профилактических прививок. [Электронный доступ]. 2023. URL: https://mosgorzdrav.ru/privivki (дата обращения 30.03.2023)
10. «МУ 3.3.1.1095-02. 3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002). [Электронный доступ]. URL: https://legalacts.ru/doc/mu-3311095-02-331-vaktsinoprofilaktika-meditsinskie-protivopokazanija-k/
11. Вакутина А.В., Чернова А.А. Отношение родителей к вакцинопрофилактике детей. 83-я студенческая межрегиональная научно-практическая конференция «Молодые ученые – здравоохранению». 2022. [Электронный доступ]. URL: https://medconfer.com/node/19800# (дата обращения 30.03.2023)
12. Погодина И. В., Авдеев Д. А. Применение механизмов «подталкивания» (Nudge) в популяризации вакцинации. Обзор зарубежных исследований // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 1. C. 176-198.
13. Гирина А.А., Ионицы К.А., Кузнецова М.А. Вакцинация или болезнь: выбор за нами. Пособие для родителей и пациентов. Ханты-Мансийск. 2020.
14. Беседы с родителями о вакцинах для детей. Всемирная организация здравоохранения. Рекомендации по стратегиям для медицинских работников. 2012. [Электронный доступ]. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/162299/Talking-with-parents_RUS__WHO.pdf (дата обращения 30.03.2023)