Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты развития элементарных геометрических представлений у детей с сохранным и нарушенным слухом
1.1 Закономерности развития элементарных геометрических представлений в онтогенезе
Одной из важнейших и актуальных задач подготовки дошкольника к школе выступает развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, создание элементарных геометрических представлений, умений и навыков, в том числе геометрических фигур. [3]
Одним из свойств окружающих предметов выступает их вид. Вид – это стеснение предмета в пространстве, все точки соприкосновения предмета с пространством. Вид – основное зрительно и тактически воспринимаемое свойство, помогающее отличить один предмет от другого.
Человек создал систему эталонов для обозначения форм конкретных предметов, это система геометрических фигур. Геометрическая фигура – это набор точек на плоскости. Если геометрическая фигура касается одной плоскости, то такая фигура называется плоской, контурной (круг, квадрат, овал) - если она касается нескольких плоскостей, то это объемная, пространственная, стереометрическая фигура (куб, конус, цилиндр, мяч).
Воспитательная работа в дошкольных учреждениях основывается на законах развития дошкольников, требованиях дошкольной педагогики и дидактики. Согласно этим требованиям, обучение дошкольников строится на непосредственном восприятии действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Основным источником познания детьми действительности являются ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования идей и понятий. Характер этих представлений, их точность и полнота зависят от степени развития сенсорных процессов у дошкольников. Дошкольники получают разнообразный сенсорный опыт в процессе изучения элементарной математики. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, вид, размер), их пространственным расположением.
Вид — важное свойство окружающих предметов, свое обобщенное отражение она получила в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры — это эталоны, по которым можно определять форму предметов или их частей.
Вид имеет большое значение для обнаружения, различения и узнавания объектов. Рассматривая, ощупывая, неоднократно касаясь предмета, ребенок согласовывает свое восприятие с теми представлениями, которые у него сложились об этом предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими и группировать по ним. Однако при обучении необходимо соблюдать принцип постепенного движения от конкретного к абстрактному, от эмпирического к научному, от чувственного понятия к логическому. Как видим, важное место в интеллектуальном развитии дошкольников занимает создание представлений о форме.
Создание геометрических представлений у дошкольников имеет большое значение для сенсорного и психического развития дошкольников.
Сенсорное развитие (ощущения и восприятия) Источником элементарных геометрических представлений выступает окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе различной деятельности, в общении со взрослыми и под их педагогическим руководством. Сенсорные процессы (движение глаз, слежение за формой и величиной предмета, ощупывание руками и др.) лежат в основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений. В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у дошкольников начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов - цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается чувственный опыт, который выступает сенсорной основой математического развития. При формировании у дошкольника элементарных геометрических представлений мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия происходит путем совершенствования перцептивных действий (созерцания, осязания, слушания и т. д.) и усвоения выработанных человечеством систем сенсорных эталонов (геометрических форм, мер величин и т. д.).
Мышление есть процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных геометрических представлений у дошкольников развиваются все виды мышления:
• Наглядно и эффективно;
• Визуально-образный;
• словесно-логический.
В процессе систематического обучения математике дошкольники осваивают специальную терминологию: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.); названия номеров; элементы фигуры (сторона, вершина, основание) и т.д. [1]
Несмотря на то, что проблема развития геометрических представлений о геометрических фигурах у дошкольников активно изучается в отечественной педагогике в последние десятилетия, целостного, системного понимания геометрических и геометрических представлений о развитии дошкольников до сих пор не сложилось. .
Создание элементарных геометрических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов мыслительной деятельности (в области математики) [5]. Развитие геометрических представлений тесно связано с таким понятием, как математическое развитие, что означает сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности. Сдвиги и изменения происходят в результате образования элементарных геометрических представлений и связанных с ними логических операций.
Одной из важнейших и актуальных задач подготовки дошкольника к школе выступает развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, создание элементарных геометрических представлений, умений и навыков, в том числе геометрических фигур. [7]
В процессе систематического обучения математике дошкольники осваивают специальную терминологию: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.); названия номеров; элементы фигуры (сторона, вершина, основание) и т.д. [4]
Несмотря на то, что проблема развития геометрических представлений о геометрических фигурах у дошкольников активно изучается в отечественной педагогике в последние десятилетия, целостного, системного понимания геометрических и геометрических представлений о развитии дошкольников до сих пор не сложилось [11]
Создание элементарных геометрических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов мыслительной деятельности (в области математики) [3]. В психолого-педагогических и геометрических исследованиях был разработан историко-генетический подход к развитию геометрических понятий и представлений у дошкольников (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, А. А. Столяр). В современной теории и методике развития геометрических представлений учащиеся также применяют генетический принцип. Она основана на изучении развития математики с древнейших времен (Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлов, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова, Р. А. Симонов).
Можно сделать вывод о том, что развитием элементарных геометрических представлений у дошкольников в разное время занималось множество авторов, как в России, так и за рубежом. Многие из их подходов имеют схожести, авторы делают схожие выводы в рассуждениях на данную тему.
1.2 Характеристика элементарных геометрических представлений детей с нарушениями слуха
Успешное овладение элементарными геометрическими понятиями напрямую зависит от сенсорного развития дошкольников - сенсорного ознакомления с предметами окружающего мира. В познавательном отношении большое значение имеет то чувство, с которым дошкольники усваивают многие признаки предметов: их размер, форму материала и др. Тактильные движения дошкольников с нарушением слуха, как правило, скудны и монотонны, часто напоминают манипулятивные движения, что не обеспечивает эффективного познания предметов [8]. В условиях слуховой депривации задерживается развитие моторных и статических функций, что, в свою очередь, влияет на создание межаналитических связей, сужает доступное органам чувств «ближнее» пространство. Для большинства глухих и слабослышащих дошкольников характерны неуклюжесть, замедленность двигательных реакций, трудности с переключением с одного движения на другое. Результатом отставания в двигательной сфере выступает особенность развития кинестетических и статических ощущений [2; 8].
У дошкольников с нарушениями слуха в более позднем возрасте формируются движения рук, характер которых длительное время остается хаотичным, что приводит к более позднему формированию акта схватывания и удержания предмета. Анализ хватательных движений свидетельствует об отсутствии четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане и о недостаточном участии тактильной чувствительности в восприятии этих свойств. Мелкие движения пальцев также недостаточно дифференцированы, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики. Позднее овладение ползаньем и ходьбой приводит к задержке освоения пространства, познания окружающего предметного мира и взаимодействия с ним, развития восприятия и орудийных действий [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Адаева, Д. Н. Организация работы педагога с одаренными детьми / Д. Н. Адаева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 8-14.
3. Азевич А. И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика: учебное пособие по курсам «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и «Аудиовизуальные технологии обучения» для студентов, обучающихся по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика» / А. И. Азевич - Электрон, текстовые данные. - М.: Московский городской педагогический университет, 2019. - 216 с.
4. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
5. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
6. Анохина А.С. Формирование произносительной стороны речи слабослышащих детей младшего школьного возраста / Анохина А.С., Рукавицин М.С. // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-1. – С. 36-38.
7. Архипова И.И. Пособие по формированию просодической стороны речи для детей с нарушением слуха / И.И. Архипова, Р.Г. Дмитриева. – Казань: Отечество, 2015. – 59 с.
8. Астапов B.M. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие/ В. М. Астапов— Электрон, текстовые данные. - М.: Пер Сэ - 2016. - 176 с.
9. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
10. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 224 с.
11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
12. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 2018. - 125 с.
13. Викжанович С.Н. Актуальные вопросы дифференциальной диагностики специфических речеязыковых нарушений и нарушений слуха // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7, № 3 (17). – С. 94-102.
14. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2018. -224 с.
15. Вологдина, И. В. Проблема социализации и социального развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии и педагогике / И. В. Вологдина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: - 2020. – С. 90-98.
16. Вольвач, О. В. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте / О. В. Вольвач // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Электронный ресурс, Бийск, 30 апреля 2020 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2020. – С. 112-116.
17. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
18. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.
19. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 304 с.
20. Дайхес Н. А. Понятия и термины аудиологии и сурдоло-гии: справочник / Н. А. Дайхес и др. - М.: Медицина, 2019. -104 с.
21. Дзюбань А.В. Особенности просодической стороны речи младших школьников с нарушением слуха как части художественного восприятия стихотворного текста // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 130-138.
22. Димскис Л. С. Изучаем жестовый язык: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов/ Л. С. Димскис. -М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 128 с.
23. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.
24. Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования: Сборник научных трудов. – Тверь: Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43.
25. Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
26. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб, для студ. высш. учеб, заведений / Г. Л. Зайцева. - М.: «Владос», 2021- 192 с.
27. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.
28. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 200 с.
29. Китаева Н.Н. Состояние произносительной стороны речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Китаева, Г.А. Мамасалиева, А.Ю. Чумакова // Спец. образован. – 2015. – № 11. – С. 164-169
30. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.
31. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.
32. Кондратьева, Н. Л. Педагогика Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании / Н. Л. Кондратьева, Е. С. Рычагова // Педагогика Монтессори в современной России: Сборник статей к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори / Под общей редакцией К.Е. Сумнительного. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-25.
33. Магомедова, З. З. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике / З. З. Магомедова, В. М. Миназова // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 348-355.
34. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.
35. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
36. Салахова, Л. Д. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников / Л. Д. Салахова // Теория и практика современной педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 171-173.
37. Сикорский, И. А. Душа ребенка / И. А. Сикорский; ответственный редактор Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 162 с.
38. Тимошенко И.В. Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Тимошенко Ирина Владимировна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2006. – 22 с.
39. Шевченко Е.В. Использование сурдологопедического тренажера «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 6. – С. 381-388.
40. Шкляр Н.В. Технология формирования и развития просодической стороны речи у неслышащих младших школьников / Н.В. Шкляр, Т.В. Левкова, Н.А. Учускина // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 184-186.