Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Понятие административной ответственности, её особенности
Административная ответственность - одна из фундаментальных и системных категорий административного права. Сегодня административная ответственность лежит в основе отношений между государством и гражданином и в основе современного правового общества. Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения и способствует развитию чувства моральной и правовой ответственности перед обществом и государством.
В литературе по административному праву административная ответственность понимается как средство административно-правового принуждения, реакция государства на правонарушение, его оценка (осуждение), наказание, наложение санкций и обязанность претерпеть лишения личного, имущественного, морального и организационного характера. Каждое понятие, с одной стороны, раскрывает отдельные аспекты института административной ответственности, которые теоретически могут быть отражены в его определении, а с другой стороны, имеет свои особенности .
Несмотря на то, что гл.2 КоАП РФ называется "Административная ответственность и административные правонарушения", законодатель не дал прямого определения административной ответственности. В науке существуют различные точки зрения на определение данного понятия. В целом, административная ответственность - это вид юридической ответственности, состоящий в обязанности лица претерпевать определенные лишения государственной власти за совершенные административные правонарушения.
Наряду с общими признаками юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, урегулированность правовыми нормами, государственно-правовая принудительность, наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя), административная ответственность имеет следующие особенности:
-основанием административной ответственности являются административные правонарушения;
-к административной ответственности могут быть привлечены физические и юридические лица.
-административное наказание является одним из инструментов административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений. Административная ответственность наступает за деяния, которые менее опасны, чем преступления, поэтому административные наказания обычно более мягкие, чем уголовные;
-административные наказания применяются органами и должностными лицами, наделенными широкими полномочиями (гл.23 КоАП РФ);
-административные наказания применяются полномочными органами к правонарушителям, не находящимся в их подчинении. Эта особенность отличает административную ответственность от дисциплинарной, где взыскания применяются в порядке подчиненности, преимущественно вышестоящими органами или должностными лицами;
-административные наказания не влекут за собой уголовного преследования или увольнения;
-административные наказания применяются в соответствии с законодательством, регулирующим административные правонарушения;
-в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается исключительно федеральным законом (уголовным законом), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и соответственно принимается закон об административных правонарушениях в РФ .
Части 1-1.3 ст.28.1 КоАП РФ содержит закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Например, одним из них является непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на совершение административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Протоколы об административных правонарушениях составляются в соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, за исключением отдельных случаев, предусмотренных КоАП РФ ст.28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ.
Согласно ч.1-2 ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Если требуется дополнительное изложение обстоятельств дела либо сведений о физическом или юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток со дня обнаружения административного правонарушения .
В некоторых случаях, указанных в ст.28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. Часть 1 ст.28.7 КоАП РФ определяет случаи, в которых проводится административное расследование. Административное расследование проводится по месту совершения или обнаружения административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, проводится этим должностным лицом либо по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя иным должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (ч.4 ст.28.7 КоАП РФ).
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в срок, установленный ст.28.7 КоАП РФ.
Затем протокол об административном правонарушении (постановление прокурора) в течение трех суток со дня составления протокола об административном правонарушении (постановления) направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ч.1 ст.28.8 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении (постановление прокурора) включает в себя следующее, к основным и дополнительным наказаниям относятся конфискация орудий совершения или предметов административного правонарушения, лишение специального права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы РФ иностранцев или лиц без гражданства, административный запрет на посещение официальных объектов в дни проведения спортивных мероприятий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
4. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
5. Бобров А.М. О властности административных правовых отношений // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 16 - 19.
6. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
7. Зеленцов А.Б. Границы и структура предмета административного права современной России: дискуссионные вопросы / А.Б. Зеленцов // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 5 - 20.
8. Кононов П.И. Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 76 - 88.
9. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
10. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.