Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Теоретические основы изучения предикторов агрессивного поведения старших дошкольников
1.1 Понятие агрессивного поведения и его виды
Несмотря на заметный интерес к изучению агрессии и агрессивного поведения, единого мнения на трактовку этих явлений пока еще не сложилось. На настоящий момент существует немало подходов к пониманию агрессии и определению ее сущности. Так, к примеру, с позиции психоанализа людям характерен врожденный инстинкт смерти – некий Танатос. Зигмунд Фрейд в этом отношении высказывал мнение, что в том случае, когда инстинкт смерти направлен вовнутрь, тогда поведение человека характеризуется каким-либо самонаказанием и в отдельных случаях даже самоубийством. В свою очередь, когда Танатос обращен именно вовне, тогда поведение человека характеризуется враждебностью, а также заметным стремлением к разрушению и даже убийству. Также З. Фрейд полагал, что агрессивная энергия в обязательном порядке должна выйти наружу. В противном случае она будет у человека накапливаться и перейдет в какую-либо болезнь [24].
Агрессия, по мнению бихевиоризма, неизменно связана с фрустрацией. К примеру, Д. Доллард и Н. Миллер выработали свою теорию агрессии. Указанные исследователи полагают, что агрессивное поведение практически всегда имеет связь с состоянием фрустрации. При этом состояние фрустрации в конечном итоге ведет к возникновению отдельной формы агрессии. Они подчеркивали, что ориентированность агрессии фрустрированной личность может быть как на самого фрустратора, так и на вещи, наконец, на другого индивида и т.п. [27]. Такого рода идеи в дальнейшем были развиты в работе исследователя Л. Берковица, который помещал между фрустрацией и агрессией промежуточное звено, являющее собой условия среды. Он полагал, что напрямую фрустрация вовсе не приводит к агрессии, потому как она связана пробуждающимся в человеке состоянием его гнева либо эмоциональной активации [4].
Исследователь А. Бандура придерживался несколько иной позиции. В его исследованиях фрустрация являет собой только одним из факторов, который в конечном итоге приводит к агрессивному поведению. Также А. Бандура сделал вывод, согласно которому наблюдение индивида за агрессивными поступками способны оказать определенное (в основном негативное) влияние на его поведение. Так, например, продолжительная демонстрация насилия непосредственно либо в средствах массовой коммуникации способна приводить к снижению тех факторов, которые сдерживают агрессию. Одновременно при этом происходит усиление агрессивного поведения индивида; формирование у него образа социальной действительности, способствующему возникновению подобным агрессивным действиям; заменому притуплению чувствительности индивида к агрессии [1].
Таким образом, агрессия в разных психологических работах трактуется по-разному. Однако, в общем ее можно определить именно в качестве деструктивного мотивированного поведения, противоречащее нормам жизнедеятельности людей в обществе, наносящего существенный вред объектам нападения агрессора, а также приносящим физический ущерб жертвам агрессии или вызывающим у них заметный психологический дискомфорт.
В свою очередь агрессивное поведение являет собой форму реакции на разного рода неблагоприятные как в психическом, так и физическом плане жизненные ситуации, вызывающие у индивида фрустрацию, стресс и иного рода состояния [22]. Также агрессивное поведение можно понимать как основной способ решения всех тех проблем, которые связаны напрямую с сохранением у человека тождественности и индивидуальности, с определенным ростом самооценки, уровня притязаний, чувства своей ценности, наконец, усилением и сохранением контроля индивида над окружением [25].
Исследователем И.А. Фурмановым была разработана классификацию агрессивного поведения, которая строилась на основе анализа различных источников. Агрессивное поведение в соответствии с этой классификации можно различать по таким основаниям, как [25]:
1) направленность на объект, а именно: а) внешняя (или гетеро) агрессия, которая характеризуется как открытая непосредственно в адрес людей (открытая) либо на отдельные предметы и т.д. (это смещенная агрессия); б) внутренняя (ауто), характеризующаяся обвинениями или требованиями, адресованными самому себе [8, c. 15];
2) способ выражения: а) агрессия произвольная, которая возникает из стремления создать дискомфорт другому, поступить с ним несправедливым образом, оскорбить его; б) агрессия непроизвольная, которая представляет собой достаточно стремительный, и весьма быстро проходящий гнев или ярость, то есть когда субъекту его поступок является неподконтрольным. Это происходит также и по типу аффекта [25];
3) конечная цель: а) агрессия инструментальная (либо конструктивная), то есть когда действия индивида по своей сути позитивны и направлены на удовлетворение какой-либо нейтральной потребности. При этом агрессия играет роль средства (в этом случае может быть индивидуальная инструментально-своекорыстная и бескорыстная, может являться социально-мотивированной инструментально-асоциальная, а также просоциальной); б) агрессия враждебная (или деструктивная). В этом случае у индивида прослеживается заметное стремление к насилию; он ориентирован на причинение другому человеку вреда;
4) форма выражения: а) агрессия физическая, которая предполагает против другого индивида применение физической силы; б) агрессия вербальная в качестве проявления индивидом отрицательных чувств и непосредственно через содержание (например, оскорбление, брань), и через форму (например, крик, визг) ответов; в) агрессия косвенная, находящая свое проявление в действиях, ориентированных опосредовано именно на другое лицо; г) наконец, это негативизм, проявляющийся в виде оппозиционной формы поведения индивида, направленной, например, против авторитета, руководства [25, c. 213].
Для определения сути агрессивного поведения эффективным будет применение подхода, предложенного в свое время И.А. Фурмановым. Указанный исследователь рассматривал взаимодействие в следующей триаде «страдание-страх-гнев». И.А. Фурманов установил, что взаимодействие страха и гнева способно оказывать определенное влияние на характер поведения индивида. Если имеет место превосходство страха и гнева, тогда происходит включение механизма смещения, то есть механизма разрядки негативной эмоциональной энергии индивида на людей либо животных, на отдельные предметы, которые, собственно, не играют роль источника негативных эмоций. Это позволяет формировать у человека пассивно-агрессивный тип поведения [25, c. 230].
В некоторых западных исследованиях обозначены были следующие базовые факторы развития у индивида агрессивного поведения:
1) зависимость агрессивного поведения от того, каким образом индивид понимает особенность поведения других. То есть люди агрессивными могут быть в том случае, когда они действия других людей воспринимают также в качестве агрессивных. В этом случае негативно окрашенная активация играет роль одного из основных факторов в процессе формирования установки человека на агрессию;
2) отдельными факторам влияния на индивида окружающей среды, способствующей возникновению агрессии, например, это шум, теснота и духота. Так, шум в качестве раздражающего стимула, может в большей мере усилить агрессию людей, которые были разозлены [17].
В свою очередь, если теснота заметно мешает удовлетворению определенной потребности человека, тогда в его поведении повышается склонность к агрессии [9, c. 65].
Согласно исследованиям Р. Бэйрона и П. Белла, прослеживается прямая связь между температурой воздуха и уровнем агрессивного поведения. Так, к примеру, для тех лиц, которые находятся в обычном настроении, дискомфортная температура ухудшает у них настроение, а также увеличивает склонности человека к агрессии. В том случае, когда дискомфортная температура для человека вносит некоторые дополнительные негативные ощущения, приводящие к отрицательному аффекту, у этого индивида склонность к агрессивному поведению заметно превышается. Человек себя начинает чувствовать так плохо, что он активно стремится избавиться от данного состояния [19, c. 67].
Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивность можно назвать частью именно социального поведения. Имеется немало примеров общественных отношений, позволяющие говорить о том, что в отдельных случаях агрессивное поведение связано с недостаточной эффективностью социализации индивида. В целом же агрессивное поведение являет собой многофакторную, комплексную, а также многоуровневую проблему. По данной причине для ее решения универсального единого подхода просто не может быть. В этом случае важно вести работу как с отдельными частными случаями агрессивного поведения индивида, так и обязательно вести его профилактику. На современном этапе отдельные авторы говорят о своего роде «запрограммированности» агрессивного поведения, к примеру, отдельными возрастными факторами. Тем не менее, во многих исследованиях отечественных психологов было доказано, что агрессивное поведение не относится к возрастной закономерности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М: Наука, 2016. – 508 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] /А. Бандура. – СПб.: Питер, 2018. – 318 с.
3. Беневольская, Т.Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада [Текст]: автореф. … канд. психол. наук / Т.Б. Беневольская. – М., 2008. – 24 с.
4. Берковиц, Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л.В. Беркавиц. – СПб.: Нева, 2015. – 510 с.
5. Билинская, К.Н. Возрастные предикторы возникновения и развития проявлений агрессивного поведения старших дошкольников / К.Н. Билинская [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1. – URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47717 (дата обращения: 24.03.2023).
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, B.В. Зинченко. – М.: ACT, 2014. – 644 с.
7. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2017. – 492 с.
8. Бубнова, Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Э.Ш. Бубнова. – М., 2006. – 24 с.
9. Бэрон, Р.А. Агрессия [Текст] / Р.А. Бэрон. – М.: АСТ, 2018. – 411 с.
10. Валявко, С.М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд [Текст] / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксенова// Социальное образование. – 2015. – №2. – С. 17-30.
11. Валявко, С.М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст] / C.М. Валявко // Системная психология и социология. – 2014. – № 10. – С. 32-41.
12. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 2017. – 190 с.
13. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
14. Громова, О.Е. Речевое поведение мальчиков в норме и в случаях задержки речевого развития [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 64-70.
15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университет, 2003. – 237 с.
16. Доллард, Дж. Фрустрация и агрессия [Текст] / Дж. Доллард. – М.: Наука 2017. – 242 с.
17. Ермилова, М.В. Проблема агрессивности в современной психологии [Текст] / М.В. Ермилова // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – С. 192 - 194.
18. Клейберг, Ю.А. Психология и педагогика девиантного поведения: учебно-методический комплекс [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Изд-во МГОУ, 2016. – 97 с.
19. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии [Текст] / Б. Крэйхи. – М.: Наука, 2013. – 333 с.
20. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2014. – 323 с.
21. Марченко, Т.М. Особенности агрессивности у детей с различными нарушениями речи [Текст] / Т.М. Марченко // В мире научных открытий. – 2012. – №2.4. – С. 150-164.
22. Механизмы человеческой агрессии [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. М.К. Винина. – М.: Наука, 2015. – 168 с.
23. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими [Текст]: пер. с англ. / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2012. – 511 с.
24. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] / З. Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
25. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб.: Питер, 2017. – 479 с.
26. Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности [Текст]: учеб. пособие / Р.М. Шамионов. – Саратов: СГУ, 2019. – 186 с.
27. Экман, П. Психология эмоций [Текст] / П. Экман. – М.: Владос, 2018. – 239 с.