Фрагмент для ознакомления
2
. Особенности развития навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста
1.1 Самоконтроль: психологическая сущность понятия
Проблема формирования самоконтроль является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Именно самоконтроль позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
По мнению В.П. Бояринцева, «понятие самоконтроля отражает биологическую (природную) характеристику человека как индивида, а понятие саморегулирования отражает социальную характеристику человека как личности» .
Выготский Л.С. отмечал, что психика человека участвует в регулировании своего поведения, которое выражается в активном влиянии на природу для удовлетворения собственных потребностей, в отличие от животных, которые сами приспосабливаются к окружающим условиям. «Самоконтроль понимают иногда как непроизвольный психический процесс. Такое понимание существенно обедняет смысл самоконтроля, приводя, в конечном счете, к представлению о параллельном развитии мыслительной деятельности и некоего психического процесса, направленного на совершенствование. Спорно уже представление о самоконтроле как психическом процессе» .
Чаще всего понятие самоконтроля рассматривается как способность человека сознательного управления собственными действиями и поведением. В этом смысле самоконтроль предполагает сначала планирование поступков, затем волевое усилие по их реализации, а затем самоконтроль за их реализацией. Однако, по мнению В.Е. Клочко, самоконтроль «должен пониматься через проблему соотнесения осознаваемого и неосознаваемого, произвольного и непроизвольного. через их взаимопереходы и взаимообусловленность в единой системе целостного психического саморегулирования» .
Самоконтроль в широком понимании представляет собой регуляцию собственной деятельности, то есть действующий субъект сам контролирует собственною деятельность. В этом случае, как считает К.А. Абульханова, следует говорить не только о самоконтроле как таковом, но и об «естественной регуляции», так как индивид в своем стремлении ориентируется на задаваемые обществом образцы .
А.В. Брушлинский отмечает, что «субъектное бытие человека сложно и многоаспектно, оно обеспечивается системой всей человеческой психики и реализуется в разнообразных формах» .
По мнению О.А. Конопкина и В.И. Степанского, «осознанный самоконтроль понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» .
Как отмечает В.П. Бояринцев, «от степени совершенства процессов самоконтроля зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Самоконтроль целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах самоконтроля и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.» .
По мнению О.А. Конопкина, «формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов психической регуляции является специальной педагогической задачей, которая и должна решаться в качестве таковой в разных видах доступной ребенку произвольной активности, на разных этапах его психического развития, при разных фермах педагогического взаимодействия взрослого и ребенка». По мнению автора, какие бы психические средства не использовались при самоконтроле, они не могут повлиять на продуктивную активность субъекта деятельности .
Существует также множество источников, в которых рассматриваются педагогические аспекты самоконтроля.
Как отмечает В.Н. Болатаева, «самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли» . По мнению автора, именно самоконтроль способствует более полному и качественному освоению обучающимися учебного материала, формированию у них устойчивых навыков решения сначала учебных, а затем и жизненных задач.
Как отмечает Л.Н. Габеева, действие самоконтроля является важным компонентом учебной деятельности ученика. По мнению автора, «в отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности» .
В.В. Рылова отмечает, что «к функциям самоконтроля в процессе учебной деятельности относятся проверочная (школьник проверяет достигнутую учебную цель самостоятельной работы и требуемую): диагностирующая (осуществляется шлем определения причин и условий, способствующих возникновению ошибок); обучающая (проявляется в том, что при самоконтроле происходят дальнейшее совершенствование знаний, активная мыслительная деятельность, направленная на углубление, уточнение знаний); воспитывающая (связана с формированием положительных личностных качеств (самостоятельности, критичности, упорства в учебе и т. д.); развивающая (способствует развитию мышления, правильному самооцениванию результатов учебной деятельности, способствует развитию познавательных способностей школьников)» .
Л.Н. Габеева с соавторами, отмечая необходимость методического обеспечения процесса развития самоконтроля у младших школьников, говорит о необходимости подготовки педагогов к созданию особых педагогических условий, способствующих развитию у обучающихся самоконтроля, к взаимодействию школы и семьи для активизации у обучающихся самоконтроля на основе развития положительной мотивации. Авторы отмечают, что «при разработке методики развития самоконтроля у младших школьников необходимо учитывать не только предмет контроля, но и способы, приемы, формы самоконтроля, адекватные поставленным педагогическим целям» .
Л.В. Берефаи считает, что следует различать различные виды самоконтроля:
• реализующийся в произвольном внимании при сопоставлении собственных действий с внешне заданным эталоном;
• «упреждающий», который используется при отсутствии эталона для сравнения и заключается в сопоставлении собственного действия с внешне заданными условиями его выполнения, а также с внешне же заданными должными результатами;
• «рефлексивный», который используется при условии самостоятельного изменения освоенного и привычного способа действия в зависимости от реальных условий .
Е.С. Грицощенко предлагает следующие критерии для оценивания сформированности самоконтроля у младших школьников: «мотивационно-потребностный, характеризующий степень стремления учащегося к самоконтролю; когнитивный, характеризующий систему знаний учащихся о способах и приемах осуществления самоконтроля в ходе деятельности; операционально-исполнительный, подразумевающий степень способности учащегося применять систему знаний о способах и приемах осуществления самоконтроля применять систему знаний о способах и приемах осуществления самоконтроля в ходе деятельности; рефлексивно-оценочный, характеризующий уровень способности учащегося к адекватной характеристике и оценке собственной деятельности как результата совершенного самоконтроля».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова, К. А. Идея системности в современной психологии / К. А. Альбухавнова. − Москва : Институт психологии РАН, 2005
2. Берефаи Л.В. Спееифика ужебного действия контроля // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С.55 – 61
3. Болатаева, В. Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников / В. Н. Болатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 6-7
4. Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности [Текст] / В.П. Бояринцев. - М., 1988
5. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. − Москва : Институт психологии РАН, 2006.
6. Вербианова, О.М. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет [Электронный ресурс] / О.М. Вербианова, Т.Ю. Сидоркина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tselepolagayuscheydeyatelnosti-u-detey-4-5-let
7. Воробьева Н.А. Технология самоорганизации практико-познавательной деятельности ребенка [Текст] / Н.А. Воробьева, Л.С. Барсукова // Управление дошкольным образованием. – 2013. – № 2. – С. 91-99
8. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Мозаика-Синтез, 2013
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
10. Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2007
11. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресу// Психологические исследования. 2009. Т. 1 (3). URL: http://psystudy.ru
12. Гударёва, О.В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей [Текст] / О.В. Гударева, Е.О Смирнова // Психологическая наука и образование. 2002. – № 3. – С. 24-34
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996
14. Доронова Т. Н. Формирование у детей действий контроля на уроках изобразительного искусства в подготовительной группe. В: Обучение и воспитание детей с 6-ти летнего возраста. М: Просвещение, 1985, с. 98-104
15. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2008
16. Едакова И.Б., Колпакова И.А. Разновозрастные группы. Из опыта [Текст] / И.Б. Едакова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 88-92.
17. Клочко, В. Е. Саморегуляция мышления и её формирование / В. Е. Клочко. – Караганда : Изд-во КГУ, 1987
18. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. − 2-е изд., Москва : Ленанд, 2011
19. Мирошкина М.Р. Самоорганизация детей и молодежи как педагогическая проблема [Текст] / М.Р. Мирошкина // Воспитание в школе. – М.: НИИ, 2012. – № 3. – С. 17-20
20. Рыдова В.В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Вятский гос. пед. ун-т. - Киров, 2001
21. Серова, К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации [Текст] / К.Ю. Серова // Логопед. – 2009. – № 6
22. Сидорова А.В. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imc72.ru/content/27022017/4.pdf
23. Улитина В.В. Развитие способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/96d/96d47be5fc6336714e82dc13b2d6be93. pdf
24. Умственное воспитание детей дошкольношо возраста (под ред. Н.Н.Поддьяков, Ф.А.Сохина). Москва: Просвещение, 1984
25. Усова А. П. Обучение в детском саду. М: Просвещение, 1981
26. Чернокова Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности // Science Time. 2014. № 7 (7). c. 418
27. Щетинина, В.В. Использование стимульного материала и программ деятельности для организации самостоятельной деятельности детей: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич; под ред. О.В. Дыбиной и др. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – № 2. – С. 76-82.
28. Galperin P., Talâzina, N., Salmina, N. Studii de psihologie a învăţării. Bucureşti: Editura Didactică şi Pedagogică, 1975, p.10-70
29. Greenberg, M., & Kusche, C. Promoting Social and Emotional Development in Deaf Children: The PATHS Project. Seattle, WA: University of Washington Press, 1993