Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Анализ влияния инвестиций на формирование инновационной экономики России
1.1. Анализ и оценка инновационности экономики РФ
В настоящее время Россия находится только на начале пути к модернизации своей экономики и ускорению технологического развития. В российской экономике возникли и закрепляются некоторые новые явления и тенденции. Однако, если не будет изменений, модернизация экономики, особенно в области науки, технологий и инноваций, будет невозможна.
Отбор и внедрение всей системы ключевых исследований и разработок, финансируемых государством, сформировали новую систему экономического и финансового стимулирования инноваций, но не сформировали национальную инновационную систему. Другими словами, инновации должны быть не только престижными, но и приносить пользу компании и обществу в целом [5, с. 162-187].
Для того чтобы охарактеризовать сформировавшуюся инновационную экономику, выделим следующие основные характеристики инновационной экономики.
1. Экономическая и социальная открытость, как равноправного и признанного партнера в высокотехнологичном обществе, возможность действовать на международном рынке новых технологий;
2. Конкурентоспособная на глобальном уровне национальная инновационная система и набор правовых, финансовых и социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, коммерческих и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономической и социальной жизни;
3. Государство активно участвует в качестве главного координатора инноваций и развития;
4. Высокотехнологичный сектор экономики, который широко представлен высокотехнологичными отраслями промышленности высокого уровня, высокотехнологичными и интеллектуальными услугами;
5. Достижение высокого уровня конкурентоспособности с помощью механизма управления интеллектуальной собственностью.
Одним из ключевых элементов развития инновационной экономики является национальная инновационная система, которая позволяет получать, распространять и использовать результаты научно-технической и инновационной деятельности в экономической практике за счет использования эффективных механизмов.
Российская Федерация также подчеркнула этот момент в концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2024 года, которая определяет основное направление перехода страны к инновационному экономическому развитию. В то же время было отмечено, что эта трансформация невозможна без формирования конкурентоспособной на глобальном уровне национальной инновационной системы.
Еще в 1997 году создание Национальной инновационной системы (НИС) было объявлено на национальном уровне стратегическим направлением развития всей страны, особенно в области науки и техники. С тех пор были созданы отдельные элементы этой системы (национальные фонды, инновационно-технологические центры, венчурные инновационные фонды и т.д.), но не было никакой связи друг с другом и другими секторами экономики (такими как промышленность и образование).
В то же время займы из-за рубежа осуществляются путем передачи различных элементов комплексного экономического механизма, поэтому они не дают ожидаемых результатов. В результате, несмотря на положительный опыт различных инициатив, прорывов в области экономических инноваций и развития не произошло [3, с. 1-7].
Анализируя состояние инновационной экономики, сегодня принято говорить о том, на какой стадии инноваций и развития находится та или иная национальная экономика.
С целью определения уровня конкурентоспособности национальной инновационной системы в прошлом году общественная организация «Опора России», поддерживающая малые и средние предприятия, провела соответствующее исследование в ряде стран. Шесть групп факторов, определенных в качестве основных факторов конкурентоспособности, которые лежат в основе этих исследований, следующие:
1. Генерация знаний;
2. Человеческие ресурсы;
3. Условия маркетингового процесса;
4. Наличие технической инфраструктуры и финансовых ресурсов;
5. Законодательство и государственные нормативные акты;
6. Развитие сети поставок и обслуживания.
Результатом реализации этих компонентов национальной стратегии повышения конкурентоспособности экономики и общества является достижение целей социально-экономического развития [12, с. 142-164]:
1.Высокое качество жизни;
2.Экология и безопасность;
3.Экономическая производительность и конкурентоспособность.
Эксперты из разных стран оценили эволюцию инновационной системы по 83 показателям. Эти показатели разделены на вышеупомянутые шесть групп факторов конкурентоспособности национальной реализации, каждая группа факторов имеет свой собственный вес во всей факторной системе. В результате исследования, проведенного экспертами, были составлены рейтинги конкурентоспособности НИС в нескольких странах. Россия занимает 38-е место среди 50 стран (см. табл. 1.1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров Г.А., Вякина И.В. Привлекательность инвестиционного климата и инвестиционные риски: методология, методы диагностики и оценки. - М.: Креативная экономика, 2020. – 340 с.
2. Бекоева, Д.Д. Инновационные перспективы человеческого фактора в современной цифровой экономике //Теоретическая экономика. – 2022. - №7. - С.81-89.
3. Булавко О.А., Туктарова Л.Р. Оценка инвестиционного и инновационного потенциала в период развития цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020.– № 1. – С. 103-110.
4. Валько Д. В., Мальцева А. С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. – 2020. – №3. - С. 643-656.
5. Власов М. В., Шардина М. О. Инновационная деятельность в контексте международных экономических отношений // Журнал экономической теории. – 2021. – №2. - С. 300-307.
6. Вологова Ю.В. Инновационное развитие российской экономики: состояние и анализ мер государственной поддержки // Вестник института экономики РАН. – 2022. – №2. - С. 153-169.
7. Вольчик В. В., Маскаев А. И. Нарративная экономика и качественные исследования российской инновационной системы // Журнал экономической теории.– 2021. – №4. - С. 570-583.
8. Дементьев В. Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике // AlterEconomics.. – 2022. – №1. - С. 116-130.
9. Дзарасов Р. С., Журавлева Г. П., Александрова Е. В. Экономическая политика и анализ проекта прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации до 2024 г..// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2021. – №5. - С. 5-11.
10. Ерёмкин В. А. Доступность кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов в промышленности в России.// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2020. – №4. - С. 24-35.
11. Ермошина Т.В. Инвестиционное обеспечение инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – С. 39-50.
12. Кавалерчик М.Н. Предпосылки для инвестирования в стартапы // Инновации и инвестиции. – 2023. - №1. – С. 21-26.
13. Квашнина И.А. Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций// Вестник института экономики РАН. – 2021. – №3. - С. 121-133.
14. Курышева, А. А., Покусаенко, М. А., Вольчик, В. В. Отражение идеи об инновационном развитии российской экономики в общественном дискурсе. // AlterEconomics.. – 2022. – №3. - С. 464-482.
15. Литвинова В. В. Финансовое поведение человека и определяющие его факторы // Журнал экономической теории. – 2020. – №1. - С. 230-237.
16. Лыкова Л.Н. Налоговые льготы для поддержки инвестиций: российская история и современное состояние// Вестник института экономики РАН. – 2020. – №6. - С. 66-80.
17. Ляндау Ю.В., Тер-Ованесов Д.М. Влияние инструментов денежно-кредитной политики Банка России на показатели экономического развития // Инновации и инвестиции. – 2023. - №1. – С. 112-115.
18. Мариев О. С., Чипчагова Д. В. Эконометрические модели оценки детерминант прямых иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации // Журнал экономической теории. . – 2020. – №3. - С. 752-759.
9. Официальный сайт государственной статистики. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/
20. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Организационные инновации в сфере государственного управления // Вестник института экономики РАН. – 2021. – №1. - С. 9-26.
21. Соколов А.Б. Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России // Вестник института экономики РАН. – 2022. – №3. - С. 182-194.
22. Сятчихин С. В., Трушкова Е. А. Оценка адаптации населения в условиях социально-экономической трансформации: методические подходы // Журнал экономической теории. – 2020. – №3. - С. 694-706.
23. Тошматов М.Н., Мирзорахимов Н.Т. Формирование инновационного климата – основа инновационного развития национальной экономики // Вестник института экономики РАН. – 2020. – №4. - С. 176-185.
24. Трынов А. В. Теоретические аспекты анализа инвестиционного потенциала региона в разрезе институциональных секторов // Журнал экономической теории. – 2020. – №1. - С. 238-244.
25. Усова Н. В., Логинов М. П. Цифровая трансформация финансовых услуг в России // Журнал экономической теории.– 2021. – №2. - С. 277-289.
26. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ.
27. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ.
28. Фролов В.Г. Концепция сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – С. 1385-1398.
29. Чжан Цзэнцян. Риск прямых инвестиций Китая в Россию на фоне «Одного пояса, одного пути» // Инновации и инвестиции. – 2023. - №1. – С. 17-21.
30. Чой Б. Эффект случайного воздействия цифровой трансформации на общий уровень цен и экономический рост //Форсайт. - 2020. - № 1. - С. 29–47.